Консультантам дали свободу

Повестка дня
Москва, 14.08.2000
«Эксперт» №29 (242)

Закончено двухлетнее судебное разбирательство между крупнейшей консалтинговой компанией мира Andersen Consulting и ее партнером, аудиторской компанией Arthur Andersen. Международный арбитражный суд в Париже вынес решение о предоставлении сторонам финансовой независимости друг от друга. Однако долгожданная свобода, которой добивалась Andersen Consulting, обойдется компании очень дорого. Судья Гильермо Гамба обязал компанию отказаться от своего названия и до конца нынешнего года подобрать другое. Это ощутимая потеря. На раскрутку брэнда Andersen Consulting за время своего существования потратила около 7 млрд долларов.

Компания Andersen Consulting появилась на свет в 1989 году в результате реструктуризации одной из крупнейших международных аудиторских компаний Arthur Andersen. По замыслу руководителей, Andersen Consulting предстояло заняться консалтингом, а Arthur Andersen должна была сосредоточиться на аудите. Для согласования и координации их работы была создана управляющая компания Andersen Worldwide, которая после объединения оборотов двух партнеров заняла лидирующую позицию в отрасли.

Однако с ролью координатора Andersen Worldwide не справилась. В 1994 году аудиторская компания, прельстившись быстрорастущим рынком консалтинговых услуг, решила развивать собственный консалтинговый бизнес. Фактически Arthur Andersen начала отбивать хлеб у Andersen Consulting, тратя к тому же на развитие нового бизнеса деньги партнера (по соглашению 1989 года, Andersen Consulting как более эффективная компания должна была ежегодно перечислять своему менее прибыльному партнеру 15% своих доходов). Так, в нынешнем году сумма транша составляет 1 млрд долларов.

Разрешить конфликт собственными силами компаниям не удалось. В 1997 году Andersen Consulting обратилась в Международный арбитражный суд, обвиняя Arthur Andersen в нарушении соглашения и требуя освобождения от каких-либо обязательств по отношению к партнеру. Суд удовлетворил иск. Теперь Andersen Consulting - компания независимая. "Это абсолютная победа! - заявил Джо Форхэнд, глобальный управляющий партнер и исполнительный директор Andersen Consulting. - Настало время самостоятельно развивать наш бизнес".

Потеря имени не удручает консультантов, добившихся свободы. По мнению директора по маркетингу московского представительства Andersen Consulting Натальи Хоняковой, суммы, которые придется потратить на раскрутку нового брэнда, вполне сопоставимы с деньгами, которые вкладывались в разъяснение потребителям разницы между Andersen Consulting и Arthur Andersen. Впрочем, Arthur Andersen тоже не убивается по случаю потери богатого родственника. "У нас хватит денег на самостоятельное развитие консалтингового бизнеса, - говорит Михаил Кисляков, партнер Arthur Andersen. - В течение нескольких последних лет наши доходы увеличиваются на двадцать процентов в год".

В проигрыше оказалась лишь управляющая компания Andersen Worldwide, лишившаяся первого места в рейтинге мировых аудиторско-консалтинговых фирм. После ухода Andersen Co

У партнеров

    «Эксперт»
    №29 (242) 14 августа 2000
    Интеллектуальная собственность
    Содержание:
    На танках не пашут

    Российская стратегия технологического развития должна опираться на массовые коммерческие, а не революционные технологии

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама