Кто кого замещает

Экономический анализ
«Эксперт» №29 (242) 14 августа 2000
Девальвация дала фору российским производителям только на наиболее структурированных и конкурентных рынках. В целом же и до кризиса, и после него внутрироссийская конкуренция по интенсивности значительно превосходит конкуренцию с импортом

Укрепление рубля и гипотеза, согласно которой импортзамещение является главным фактором роста российской промышленности в истекшие полтора года, заставляет более внимательно проанализировать конкурентоспособность продукции, выпускаемой нашей промышленностью.

Микроэкономический мониторинг уровня конкуренции на рынках сбыта российских промышленных предприятий проводится Институтом экономики переходного периода (ИЭПП) с 1995 года. Предприятиям опросной панели два раза в год задается вопрос: "Как вы оцениваете уровень конкуренции на рынках сбыта своего предприятия: а) со стороны российских предприятий, б) со стороны предприятий ближнего зарубежья, в) со стороны предприятий дальнего зарубежья?". Респондентам предлагается дать ответы по шкале: высокая - умеренная - слабая - никакой - сложно оценить.

Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что самую существенную конкуренцию на всех рынках сбыта отечественные предприятия испытывают со стороны других российских предприятий. Существенно уступает внутрироссийской конкуренции конкуренция с производителями из стран дальнего зарубежья. И на последнем месте находится конкуренция с товарами из стран СНГ. При этом абсолютный уровень конкуренции в целом по промышленности остастся невысоким. Конкуренция с товарами из дальнего зарубежья несильно отклоняется от уровня "слабая", а с товарами из ближнего зарубежья - не превышает этот уровень.

Внутрироссийская конкуренция в целом за пять с половиной лет мониторинга оставалась самой сильной для предприятий всех отраслей. Даже в легкой промышленности, которая традиционно считается наиболее пострадавшей от импорта, только три из одиннадцати опросов зафиксировали более высокую конкуренцию с производителями из дальнего зарубежья по сравнению с внутрироссийской. Последний раз такой баланс ответов наблюдался в первой половине 1997 года.

Однако и в этой отрасли с октября 1997 года ситуация стала типичной: доля предприятий, считавших внутрироссийскую конкуренцию более сильной, возросла почти до 50% и стала существенно преобладать над обратными оценками. Последствия августа 1998 года проявились на рынках сбыта предприятий легкой промышленности в начале 1999 года: тогда доля предприятий, дающих более высокие оценки конкуренции с импортом, сократилась с 30 до 15%, а доля одинаковых оценок возросла до 34%. Предприятиям стало легче конкурировать с импортом. В первой половине 2000 года доля равных оценок конкуренции снизилась почти до минимума (21%), но не за счет роста конкуренции с импортом, а за счет увеличения доли рынков с более высокой внутрироссийской конкуренцией. Основная тяжесть конкурентной борьбы в легкой промышленности продолжает перемещаться на "внутренний" фронт. Заметим, что начало этому процессу было положено еще во второй половине 1997 года, то есть задолго до девальвации августа-сентября 1998 года.

Далеко не все российские производители сталкиваются на своих рынках сбыта с конкурентами из дальнего зарубежья. В среднем 24% предприятий не смогли дать никакой оце