Отзывы читателей

Обзор почты
«Эксперт» №29 (242) 14 августа 2000

2000, N27 (238)

Не с того начали

Именно так: реформы следует начинать с разделения единой судебной системы унитарного государства с издевательским названием "Российская Федерация" (ну не пахнет здесь никакой федерацией, хоть ты тресни!) на две независимые судебные подсистемы - федеральную и субъектов федерации. Тогда все будет логично: создается Высший суд Российской Федерации (он образуется путем объединения трех судов на правах коллегий в составе Высшего суда РФ - Конституционного суда, Верховного суда и Высшего арбитражного суда). Вся территория России делится на федеральные судебные районы пропорционально населению (скажем, на 73 округа по 500 тыс. жителей в каждом - это и будут 73 федеральных суда первой инстанции). Апелляции на их решения могут подаваться в семь федеральных апелляционных окружных судов плюс один общефедеральный апелляционный суд (в котором рассматривались бы патентные и некоторые иные споры, требующие значительной специализации судей). Высший суд РФ наделяется общей юрисдикцией судебного надзора и вправе запрашивать для рассмотрения дела из апелляционных федеральных судов и высших судебных инстанций субъектов федерации. Высший суд РФ вправе указать на несоответствие судебного решения духу и букве Конституции и направлять дело для повторного рассмотрения с учетом его замечаний. При этом у Высшего суда не должно быть права рассмотрения законодательных актов субъектов федерации на предмет их соответствия Конституции, но должно быть право оценки любой правоприменительной судебной практики федеральных апелляционных судов и высших судебных инстанций субъектов федерации.

Такая реформа остро необходима, поскольку ее отсутствие вполне может привести к развалу нынешнего унитарного государства под названием "федерация". Причем сама реформа окажется лишь вершиной айсберга: дальше последует проблема разделения компетенции судов и, значит, пересмотр того, что сегодня с такой легкостью относится к вопросам федерального ведения, - чуть ли не 70% всех доходов бюджета федеральное правительство пытается тащить на себя. А тут как-то само собой выяснится, что правительству больше 15-20% на оборону, внешнюю политику и еще кое-на что не положено - остальное будьте добры оставить регионам. И губернаторы уже не смогут говорить, как сегодня Наздратенко: "А нам Центр не дал, потому мы ничего не можем!". Все будут понимать, что губернатор и другие местные власти - плохие управляющие. Сегодня это далеко не очевидно.

Андрей Балабан

Согласен, если бы сначала была проведена реформа судебная, то административная пошла бы легче. Но где гарантии, что судебная реформа достигла бы своих целей при сложившихся профессионально-поведенческих стандартах региональных властей? Проблемы судебной системы, скорее, лежат вне сферы права, и если и нужны какие-либо законодательные инициативы, то они должны формулироваться в поправках к Закону о федеральном бюджете. Кроме того, административная реформа вряд ли требует бескомпромиссности: "атмосфера для торговли всех со всем