Сети движутся nach Russland

Компании
«Эксперт» №29 (242) 14 августа 2000
Иностранные торговые сети будут развиваться в России столь же мучительно, как и российские

Свершилось: в Россию идут иностранные торговые сети. Это давно предсказывали специалисты, а отечественные торговцы этого опасались. Немецкая торговая группа Metro AG, владеющая одной из самых популярных в Европе розничных сетей, официально объявила о том, что в 2002 году в Москве появится ее первый рынок Cash&Carry (C&C), а в 2005 году их будет уже пять. В настоящее время группа Metro AG присутствует в 20 странах. К нашей стране группа присматривается уже четыре года. "Организация нового бизнеса за границей, - сообщил 'Эксперту' пресс-атташе Мetro AG Дьерк Ковальке, - требует напряженной подготовительной работы, отнимающей, как правило, около двух лет. В этом отношении Россия не составляет исключения. Но нестабильность экономической ситуации в вашей стране была основной причиной наших колебаний, когда принималось решение о конкретных сроках продвижении вперед".

Отпугнул немцев кризис 1998 года. Россию поставили в очередь за Словакией и Китаем, где новые торговые точки Metro AG появятся уже в этом году, и Вьетнамом (2001 год). Да и вид бизнеса для движения nach Russland выбран из наименее подверженных риску. Во-первых, C&C работает на низкой марже, что немаловажно при существующей в нашей стране структуре доходов. Во-вторых, он только отчасти является розницей. Как правило, индивидуальные покупатели имеют доступ к полкам рынка C&C только при наличии у них "клубной" карты, что гарантирует их постоянство, приравнивающее индивидуалов к мелким оптовикам. Открывая C&C, Metro AG рассчитывает прежде всего на мелких розничных торговцев, на уличных производителей fast food и на рестораны - тех, кого называют "профессиональными" покупателями. Но, как говорится, лиха беда начало. При успехе C&C вслед за ним продвинутся и прочие бизнесы Metro AG - сети продуктовых гипермаркетов и супермаркетов, а также специализированные сети непродовольственных товаров (преимущественно бытовая электроника) и универмаги.

"Соседский" SPAR

Проект другой международной розничной сети SPAR в России гораздо ближе к завершению, чем проект Metro. В начале этого года SPAR определил своего российского оператора. Им стала оптовая торговая компанию "Русмед", которая с тех пор называется SPAR-Retail. Оператор уже подобрал несколько возможных объектов для размещения пилотного магазина SPAR в Москве. Окончательный выбор еще не сделан. Определение места для первого магазина - шаг ответственный, поскольку в планы SPAR входит не только развитие собственной сети, но и франчайзинг. Следовательно, от успеха или неуспеха пилотного проекта зависит привлекательность франшизы для российских бизнесменов.

Правда, представители компании в России полагают, что успех им обеспечен. Кроме международного опыта (18 тысяч магазинов в 32 странах), по мнению генерального директора SPAR-Retail Дмитрия Маслова, покупателей франшизы привлечет облегченный доступ к инвестиционным ресурсам, который гарантирует сотрудничество со SPAR. В первую очередь в России появятся "соседские" (для ежедневны