Российско-украинская авиамонополия

Компании
«Эксперт» №31 (244) 28 августа 2000

На днях гендиректор авиакомпании "Волга-Днепр" Алексей Исайкин заявил, что его компания готова начать переговоры о слиянии со своим единственным конкурентом на рынке перевозок сверхтяжелых грузов - украинской авиакомпанией "Антонов", которая полностью принадлежит одноименному АНТК. По словам главы "Волги-Днепра", ждать скорых результатов переговоров не стоит: до заключения соглашений пока еще далеко, но четкое стремление объединиться или для начала по крайней мере выработать единую рыночную политику есть и у россиян, и у украинцев.

Обе компании, контролирующие более 90% мирового рынка авиаперевозок нестандартных грузов (60% - "Волга-Днепр" и более 30% - "Антонов"), до недавнего времени были непримиримыми врагами. АНТК "Антонов" за продление ресурса самолетов Ан-124 "Руслан", принадлежащих российской компании, заламывало цену примерно втрое выше рыночной, а "Волга-Днепр", в свою очередь, за счет низких цен на перевозки активно переманивала у "Антонова" клиентов. Однако несколько месяцев назад ситуация в корне изменилась. Перед угрозой скорого появления в мире конкурента "Руслана" - самолета Airbus A3XX грузоподъемностью 150 тонн (у "Руслана" всего 120 тонн), который, как ожидается, начнет летать в 2005 году, россияне и украинцы решили забыть старые обиды и объединить усилия. По словам Алексея Исайкина, "монополию на рынке России и Украины следует защищать, а преимущества, которые она дает, - приумножать".

Приумножать есть что. Если в прошлом году объем рынка, на котором работают "Волга-Днепр" и "Антонов", составил 102 млн долларов, то в этом году он превысит 200 млн долларов, причем интенсивный рост продолжится и дальше. Исайкина в его стремлении уже поддержал гендиректор АНТК "Антонов" Петр Балабуев. По его словам, достигнуто соглашение о производстве модернизированного "Руслана" на Ульяновском "Авиастаре", который сможет перевозить 150 тонн груза (то есть столько же, сколько и A3XX) на дальность 6-8 тыс. км и будет иметь эксплуатационный ресурс 40 тыс. часов вместо 24 тыс. Построят этот самолет до конца нынешнего года, и эксплуатироваться он будет обеими авиакомпаниями совместно. Кредит Сбербанка в размере 10 млн долларов на эти цели "Волга-Днепр" уже получила (см. таблицу).

Кроме того, российская авиакомпания примет активное участие в возрождении серийного производства Ан-225 "Мрия" - самого большого самолета в мире грузоподъемностью 250 тонн, испытания которого начнутся уже в июне следующего года. Так что, если слияние состоится, это будет означать, что практически весь мировой авиарынок нестандартных грузоперевозок будет контролироваться одной компанией, которая наверняка повысит цены на свои услуги, причем в случае успеха серийного производства "Мрии" ей не придется считаться даже с Airbus.