"Выборгский счет": без чаевых

Культура
«Эксперт» №31 (244) 28 августа 2000
Фестиваль фильмов второго ряда вынужден пока иметь дело с неликвидами

"Окно в Европу" распахнулось и затворилось по традиционному расписанию - на излете лета, календарного и фестивального. Имя лукавит: на самом деле здесь, в Выборге, не европейские дали пожирают глазами сквозь брешь в стене, а российское кинопространство окидывают взыскующим взглядом. Время и место выбраны сообразно статусу фестиваля-лаборатории, на который претендуют выборгские смотрины, и означенный хронотоп премного способствует репутации самого интеллигентного отечественного кинофорума - эту репутацию "Окно" честно заработало за восемь лет. Спокойствие несуетного приграничного города располагает к размеренному и осмысленному недельному существованию под северным небом, каковое уже вовсю дышит осенью, что означает: пришел срок собирать камушки.

Камушки, не камни. Потому как те достаются "Кинотавру", и вступать с ним в борьбу бессмысленно. К чести "Окна", оно и не ввязывается в тяжбу. "Окно" придумано как фестиваль фильмов второго ряда, что не означает - второго сорта. Ведь и литературный процесс, известное дело, не есть сумма одержанных побед и покоренных вершин, и точно так же свойства кинопроцесса шеренга фильмов-рядовых может прояснить не хуже, чем горстка фильмов-генералов. Да и то сказать: генералы наши только в родных пределах горазды носы задирать и количеством звездочек на погонах мериться. А как приходится супротив басурманского воинства выходить, так становится ясно, что место большинству из них в сержантском составе, и это в лучшем случае. Генералам в соответствии с концепцией "Окна" тоже нашлось место, но в "Панораме": их присутствие необходимо для полноты обозреваемой картины.

Само же "Окно", фигурально выражаясь, прорубили на вырост. То есть с дальним стратегическим прицелом на те времена, когда наш первый сочинский ряд будет действительно первым или хотя бы пятым, а не двадцать первым по мировым меркам. И, соответственно, второй выборгский ряд не придется формировать из неликвида и отстоя, чем нынешняя конкурсная программа в ее игровой составляющей, увы, грешила.

Три девицы под "Окном"

Всего же составляющих три: игровое кино, документальное и анимационное. Они и раньше сходились под конкурсной крышей, но в нынешнем году это положение было официально закреплено конституцией "Окна". Все равны в борьбе за гран-при, который один и неделим. Другое дело, что предусмотрены еще и награды в каждой секции, и, надо признаться, общее количество выдаваемых призов несколько компрометирует заявленную острую фестивальную формулу. К тому же отборщики не вполне последовательны: если утвержден принцип, согласно которому в конкурс попадают только не захватанные фестивальными руками фильмы, значит, нечего звать посоревноваться лунгинскую "Свадьбу", каннскую лауреатку. Что же касается неигровой и анимационной секций, то там этот принцип и вовсе отменен. Скажем, "Адажио" Гарри Бардина два месяца назад прошло испытание петербургским "Посланием к человеку".

Объяснение такого рода уступкам находится легко. Да, с точки зрения регламента правильнее было бы о