Как разделить риски

Экономический анализ
«Эксперт» №31 (244) 28 августа 2000
Государство способно облегчить внешнее финансирование российских предприятий. Причем совершенно бесплатно

Противоречие между избыточной ликвидностью в банковской системе и дефицитом кредитных ресурсов в реальном секторе экономики давно стало общепризнанным фактом. Принято констатировать, что банки кредитуют реальный сектор в недостаточной мере из-за слишком высоких рисков. Как написала одна газета, "банки готовы терять деньги, лишь бы не давать их реальной экономике". Это, конечно, преувеличение, но проблема есть. По всем признакам видно: сейчас наступает тот момент, когда указанное противоречие может и должно быть разрешено вполне очевидным способом: коль скоро риски слишком велики, их надо разделить.

Представители правительства уже публично признают, что прежние источники экономического роста, обеспечившие столь впечатляющие результаты первого полугодия, практически исчерпаны. Дальнейший рост вряд ли может базироваться на конъюнктуре. И если традиционные экспортные отрасли по-прежнему располагают значительными инвестиционными ресурсами, то подъем иных секторов экономики возможен только после организации их "смычки" с банковской системой. Но никаких конкретных решений по этому поводу не принято. Между тем такие решения лежат в области сугубо профессиональной, даже технической. Они не завязаны на большую политику, не требуют бюджетных ассигнований и, как представляется, могут быть приняты без политических или социальных издержек.

Препоны на пути облигаций

Самый очевидный инструмент разделения рисков - облигационный заем. Инструмент известный и уже неоднократно опробованный, особенно в докризисный период активного притока в страну иностранных портфельных инвестиций. И ровно столько времени, сколько этот инструмент используется, профессиональные участники рынка говорят о ряде нормативных ограничений, препятствующих его развитию. Притом если в периоды стремительного подъема российского рынка ценных бумаг мощный спрос со стороны нерезидентов мог "проглотить" корпоративные облигации вместе со всеми наложенными на них ограничениями, то теперь, когда речь идет об ориентации на внутренние ресурсы страны, вопрос о либерализации регулирования рублевых облигационных займов приобретает критически важное значение.

Прежде всего дело, конечно, в налоге на эмиссию, который эмитент обязан уплатить до регистрации документов в ФКЦБ в размере 0,8% от номинальной стоимости выпуска облигаций вне зависимости от срока их обращения. О несовершенстве этого налога уже много сказано. Но именно сейчас этот налог особенно вреден. Ведь он заставляет многих потенциальных заемщиков отказываться от выпуска краткосрочных облигаций. А именно краткосрочные облигации способны эффективно направить короткие деньги российских банков промышленным предприятиям.

Второе "узкое место", в котором застревают многие облигационные проекты российских предприятий, - это сбор избыточного количества сведений об эмитенте для передачи в ФКЦБ.

И наконец, третье очевидное препятствие для распространения практики привлечения облигационных займов - ограничение объемов эмиссии размером уставного капитала эмите