Умные налоги с нефтянки

Экономический анализ
«Эксперт» №31 (244) 28 августа 2000
Проект Налогового кодекса предусматривает создание цивилизованной системы налогообложения нефтяной отрасли

Предусмотренное Налоговым кодексом снижение налогов на доходы физических лиц, частичная отмена оборотных налогов, либерализация налога на прибыль при одновременном увеличении акцизов на нефть и бензин, практически совпавшим с повышением экспортных пошлин на нефть, стали поводом для недовольства нефтяников. Они сетуют, что налоговая реформа осуществляется за счет ТЭКа в целом, и нефтяной отрасли в частности. Мол, нефтянка опять выступает в роли дойной коровы для бюджета.

Сразу скажем, что с этими утверждениями можно поспорить. Например, повышение акцизов на нефть при нынешнем уровне мировых цен и курсе рубля практически не имеет значения для нефтяных компаний. Предстоящее трехкратное повышение акцизов на бензин - это в значительной степени компенсация в связи с отменой налога на реализацию ГСМ и коррекция в соответствии с уровнем инфляции. А что касается повышения экспортных пошлин, то при нынешней конъюнктуре мирового рынка и прибылях нефтяникам грех не поделиться с государством. Тем более, что введение дополнительных фискальных сборов на сверхдоходы нефтяных компаний в периоды высоких цен - обычная практика во всем мире.

Что же касается влияния налоговой реформы на нефтяную отрасль, то главы Налогового кодекса, к обсуждению которых Госдума должна приступить после каникул, предусматривают значительные позитивные изменения в налогообложении нефтяных компаний.

А в том, что действующая сегодня система налогообложения нефтяной промышленности нуждается в реформировании, сомневаться не приходится. Свидетельством этого может служить снижение в отрасли объемов инвестиций на протяжении последних лет. Дело в том, что сегодняшнее налоговое законодательство практически не учитывает специфику нефтяного бизнеса, основными особенностями которого являются, во-первых, высокая капиталоемкость и длительный инвестиционный цикл проектов по освоению месторождений, во-вторых, значительные колебания цен на нефтяном рынке, и в-третьих, различные условия добычи нефти на месторождениях. В идеале, чтобы стимулировать инвестиционную деятельность в отрасли, система налогообложения должна учитывать эти обстоятельства. Сегодняшняя налоговая система для этого однозначно не пригодна, поскольку ориентирована главным образом на обложение объемов добычи, что особенно сильно чувствовалось до кризиса 1998 года. Очень высокий акциз - 55 рублей за тонну при курсе 6 рублей за доллар (что было весьма серьезной суммой при существовавших тогда низких ценах на нефть) - и довольно высокий налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и роялти (плата за недра), привязанный также к объемам производства, приводили к тому, что от 60 до 80% налогового бремени в нефтяной отрасли приходилось на налоги, связанные именно с объемом производства, а не с прибылью. То есть сумма налоговых платежей не зависела от финансовых результатов деятельности нефтяных компаний. "Это одна из худших систем налогообложения нефтяной отрасли в мире, - считает партнер компании PricewaterhouseCoopers Михаил Клубничкин.