Йогуртовое кольцо сжимается

Компании
«Эксперт» №31 (244) 28 августа 2000
Новый завод йогуртов Ehrmann в Подмосковье изменит рыночные позиции ведущих производителей

Немецкая компания Ehrmann, один из европейских лидеров в производстве йогуртов, открыла собственное предприятие в подмосковном Раменском. Ранее этим летом аналогичный шаг предприняли еще две компании - голландская Campina, построившая завод в Ступине, и французская Danone с производством в Чеховском районе. Таким образом, иностранцы подготовились к предстоящему буму на российском йогуртовом рынке.

В России уже сегодня в месяц продается 13-15 тысяч тонн этого молочного лакомства. Причем, по данным маркетингового агентства GfK MR, только за шесть месяцев текущего года объемы продаж увеличились на 33%. "Мы считаем, что к октябрю рынок вырастет еще на двадцать процентов, - говорит Татьяна Сережкина, руководитель отдела маркетинга и рекламы Ehrmann. - Вообще же, по нашим прогнозам, уже этой зимой российский йогуртовый рынок восстановится на докризисном (более 20 тысяч тонн в месяц) уровне и будет расти дальше". В результате, как надеются в Ehrmann, россиянин, съедающий сейчас менее одного кг йогурта в год, через пару лет догонит как минимум чеха, с его нормой в три кг, а в перспективе и немца, которому требуется аж шестнадцать кг йогурта.

Из всех иностранных производителей немецкая компания настроена наиболее радикально. Путем стремительной экспансии немцы рассчитывают серьезно изменить расклад сил на отечественном рынке йогуртов, получив на нем никак не меньше 30%.

Мы научим ваших коров доиться

Задача, поставленная Ehrmann, на первый взгляд невыполнима. Согласно исследованию, проведенному маркетинговым агентством GfK MR, сейчас продукция немецкой компании на рынке занимает только 2,3%, значительно уступая продукции своих основных конкурентов - "Чудо-йогурту" российской компании "Вимм-Билль-Данн", голландскому Fruttis и французскому Danonе (нынешняя расстановка сил на йогуртовом рынке представлена на графике 1). К тому же, марка Ehrmann не очень популярна у россиян. Согласно данным маркетингового агентства "Комкон", узнаваемость Ehrmann составляет 28,5%, тогда как узнаваемость, например, "Чудо-йогурта" - 66,4%, а Fruttis - 64%.

Возможно, поэтому представители группы "Вимм-Билль-Данн", основного отечественного производителя молочных продуктов, удерживающего 43% рынка, на вопрос: "Как вы относитесь к появлению завода в Раменском?", - отвечают: "Спокойно." Такое спокойствие объясняется еще и тем, что российская компания считает своим неоспоримым преимуществом осуществляемую уже второй год программу развития сырьевой базы. В рамках этой программы, рассчитанной на десять-пятнадцать лет, предполагается инвестировать в сельхозпроизводителей 20 млн долларов, половина этих денег уже вложена. Так, в прошлом году 65 подмосковных молочных хозяйств были оснащены шведским доильным и охлаждающим оборудованием, а 10 - кормоуборочными комбайнами российско-немецкого производства. В этом году комбайны поступят и в хозяйства соседних областей - Рязанской и Костромской.

Однако похоже, что лидер рынка йогурта живет представлениями двухлетней давности. Действительно, в сво