Никакого произвола

Экономический анализ
Москва, 04.09.2000
«Эксперт» №32 (245)
Реформа межбюджетных отношений глазами Минфина

В "Эксперте" N22 за 2000 год была опубликована статья Михаила Делягина "Жестокая любовь Минфина", посвященная критическому разбору действующей методики расчета трансфертов регионам из федерального бюджета. По мнению автора, несовершенство этой методики оставляет простор для массовой коррупции и чиновничьего произвола.
Минфин России посчитал необоснованными содержащиеся в данной публикации выводы. Сегодня мы представляем на суд читателя контраргументы фискального ведомства, обосновывающего свою политику в межбюджетных отношениях.

Нет ни одной страны мира, которая была бы удовлетворена своей системой распределения финансовой помощи регионам. Объясняется это, как минимум, двумя причинами.

Во-первых, сама задача достаточно сложна методически. Мало того, что финансовая помощь должна попадать именно тем регионам, которые в ней действительно нуждаются, она не должна подрывать стимулы для проведения на местах рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики. Это, в частности, означает, что необходимы объективные методы оценки различий в расходных потребностях и доходном потенциале.

Во-вторых, процесс распределения финансовой помощи по определению конфликтен, требует выработки политических компромиссов между властями разных уровней и регионами с разной бюджетной обеспеченностью. Кстати, вопреки распространенному мнению, это обстоятельство делает распределение финансовой помощи регионам относительно прозрачным. Хотя бы потому, что на нее открыто рассчитывают внимательно следящие друг за другом несколько десятков претендентов, а принимаемые решения в явном виде впрямую отражаются в бюджете и могут быть проверены всеми заинтересованными сторонами.

Россия не является исключением. Критика трансфертов давно стала "хорошим тоном" околоэкономической публицистики, высказываний отдельных региональных лидеров и т. д. Безусловно, механизм бюджетного выравнивания, равно и как вся система межбюджетных отношений, нуждаются в совершенствовании. Однако за 90-е годы Россия прошла путь, на который многим странам понадобились десятилетия.

Тяжкое наследство

В советские времена у нас по сути вообще не было межбюджетных отношений в современном понимании. Территориальные бюджеты - от сельских до "союзно-республиканских" - сначала обсчитывались на основе многочисленных нормативов и затем утверждались органами власти более высокого уровня, которые и обеспечивали их сбалансированность установлением индивидуальных нормативов формирования доходов и предоставлением покрывающих "плановый дефицит" централизованных дотаций. Данная система могла функционировать только в условиях централизованного планирования и прямого административного соподчинения региональных и местных органов управления, однако в любом случае она не обеспечивала эффективного предоставления бюджетных услуг и общей сбалансированности бюджетной системы. Фактически она переносила весь дефицит бюджетной системы на союзный бюджет.

В 1991-1993 гг., в условиях стихийной децентрализации и парада суверенитетов, распр

У партнеров

    «Эксперт»
    №32 (245) 4 сентября 2000
    Телевидение
    Содержание:
    Санта-Кремль и президент Си Си

    О том, что видно из телеокошка

    Наука и технологии
    Реклама