Как проплатить госзаказ

Экономический анализ
Москва, 04.09.2000
«Эксперт» №32 (245)
Необходимо наладить процесс эффективной расшивки бюджетных долгов оборонному комплексу

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) остается одной из наиболее высокотехнологичных и значимых сфер отечественной промышленности. От его состояния и развития во многом зависит решение не только задач обеспечения безопасности страны, но и задач в области технического перевооружения важнейших отраслей экономики. Однако и сегодня, несмотря на ряд предпринимаемых властями мер, исполнители оборонного заказа продолжают находиться в чрезвычайно сложном финансово-экономическом положении из-за недостаточного уровня финансирования работ для государственных нужд.

Хронические неплатежи Минобороны России, непомерные налоги, составляющие иногда до 90% прибыли, привели к накоплению огромной задолженности предприятий ОПК перед бюджетами и внебюджетными фондами, соисполнителями по кооперации, предприятиями ТЭК. Упала инвестиционная активность предприятий как за счет собственных средств, так и за счет привлекаемых. Вследствие этого почти полностью прекратились процессы обновления основных производственных фондов: около 40% активной части основных производственных фондов ОПК составляет морально устаревшее оборудование. Большое число предприятий признано неплатежеспособным. Остается чрезвычайно низким уровень заработной платы в оборонных отраслях: средняя зарплата на большинстве предприятий не превышает 1000 рублей в месяц; только на каждом десятом предприятии среднемесячная зарплата превышает 1500 рублей.

Катастрофическое сокращение бюджетных ассигнований привело к свертыванию работ по большинству начатых перспективных разработок, в том числе и в таких критически важных областях, как радио- и оптическая локация, новая вычислительная техника, двигательные установки. Некоторые предприятия оборонки были вынуждены полностью сократить производство сложных видов вооружения и военной техники. Суммарная кредиторская задолженность федерального бюджета перед исполнителями оборонного заказа с 1995 года по 1 января 2000 года составляет по научно-исследовательским и конструкторским разработкам, а также по закупкам вооружения и военной техники 18,3 млрд рублей.

Сформировавшийся сегодня на практике порядок расчетов с предприятиями - головными исполнителями оборонного заказа по долгам Минобороны несовершенен. Погашается в лучшем случае только сумма основного долга. Между тем предприятия из-за несвоевременных расчетов с ними сами являются должниками других организаций, которые по законодательству имеют право требовать взыскания не только суммы основного долга, но и убытков, штрафных санкций и процентов за пользование чужими средствами. Неопределенной остается и очередность платежей предприятия-исполнителя оборонного заказа перед всеми своими кредиторами.

В силу требований Гражданского кодекса освобождение от имущественной ответственности, одностороннее изменение договора, установление очередности платежей и ряд других отношений могут регулироваться только на уровне закона. Поэтому необходимо предусмотреть в бюджете 2001 года общие вопросы погашения кредиторской задолженности федера

У партнеров

    «Эксперт»
    №32 (245) 4 сентября 2000
    Телевидение
    Содержание:
    Санта-Кремль и президент Си Си

    О том, что видно из телеокошка

    Наука и технологии
    Реклама