Из долговой петли

Экономический анализ
Москва, 04.09.2000
«Эксперт» №32 (245)
Главная цель бюджета будущего года - ослабить бремя внешнего и внутреннего госдолга

Бюджет 2001 года: риски для бизнеса

- В связи с отменой целевых бюджетных фондов сократятся возможности получения подрядов и заказов на работы, финансируемые из бюджетов всех уровней, в том числе связанные с дорожным строительством.
- Возможности инвестиций в госбумаги будут минимальны.
- Ликвидация внутренних офшорных зон затруднит минимизацию налоговых платежей.
- Перераспределение налоговых поступлений может привести к повышению местных налогов и сборов, а также к сокращению льгот на региональном и местном уровне.

 

Через три недели открывается сезон "большого торга" между парламентом и правительством: практически сразу после возвращения с каникул Госдума должна приступить к работе над проектом федерального бюджета на следующий год. Уже сейчас и представители депутатского корпуса, и правительственные эксперты говорят, что прохождение бюджета через Думу будет тяжелым. Впрочем, легкими эти обсуждения никогда не были - прения по бюджету в разные годы различались лишь степенью готовности сторон к компромиссам и количеству спорных вопросов.

В этом году перечень основных ожидаемых противоречий между парламентом и правительством сравнительно невелик. Первый проблемный момент - ликвидация всех целевых бюджетных фондов (за исключением фонда Минатома): дорожного, экологического, фонда борьбы с преступностью и прочих. Это связано с вступлением в действие Бюджетного кодекса, согласно которому связанных доходов бюджета быть не должно. Однако возникает ряд вопросов по финансированию, в частности, строительства дорог. По проекту бюджета Минфин выделяет 28 млрд рублей Федеральному дорожному фонду и 20 млрд рублей на дотации территориальным фондам. При этом отремонтировать и построить дорог в стране планируется на 130 млрд. Разницу в суммах региональные бюджеты должны ликвидировать за счет налога на пользователей дорог (1% выручки от реализации продукции), что вряд ли можно считать выполнимой задачей.

Второй болезненный вопрос - связанное с вступлением в действие Налогового кодекса перераспределение налоговых доходов между федеральным и региональными бюджетами (подробно "Эксперт" писал об этом в N29 за 2000 год). При этом полностью упраздняются различные зоны со льготными режимами налогообложения: закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), свободные экономические зоны (СЭЗ) и т. п. Разумеется, губернаторы и местные лидеры недовольны таким поворотом событий. По слухам, руководители ряда регионов сейчас в спешном порядке сколачивают парламентское лобби, чтобы продавить изменение порядка распределения средств между бюджетами различных уровней. Кроме того, депутаты могут счесть необходимым отреагировать на катастрофы последнего времени: трагедию подлодки "Курск" и пожар на Останкинской башне. Уже озвученные через СМИ заявления политиков различного ранга о необходимости увеличить расходы на оборону (и без того увеличенные в полтора раза по сравнению с нынешним годом - до 2,66% ВВП) вполне могут материализоваться в виде поправок к бюджету.

Остроты в э

У партнеров

    «Эксперт»
    №32 (245) 4 сентября 2000
    Телевидение
    Содержание:
    Санта-Кремль и президент Си Си

    О том, что видно из телеокошка

    Наука и технологии
    Реклама