Горючее интеграции

Тема недели
Москва, 25.09.2000
«Эксперт» №36 (248)
Мировой топливный кризис ускорил передел российского рынка нефтепродуктов

Нынешнее нефтяное безумие, охватившее цивилизованный мир и подробно освещающееся российскими СМИ, как и подобает порядочному вирусу, заражает всех подряд, невзирая на степень кажущегося "топливного иммунитета". Хуже всего западным европейцам, страдающим от нехватки собственных сырьевых ресурсов (а ведь, казалось бы, страны Евросоюза должны были бы усвоить печальные уроки предыдущих нефтяных передряг по крайней мере до конца нефтяной эры). Полегче дела у американцев, по большей части лишь делающих вид, что они не на шутку обеспокоены аномально высокими ценами на нефть (предвыборная суета обязывает, да и стратегических союзников надо поддерживать). Остальные сражаются с недугом в меру своей топливной самообеспеченности, ожидая, что наконец произойдет столь желанный спад потребления (хотя предварительные зимние расклады не дают нефтеимпортерам оснований для особого ценового оптимизма).

Россия, упорно стремящаяся "органично вписаться в мировую экономику", заразившись ее "бензиновой болячкой", в очередной раз добилась того, к чему она так стремится, - сопричастности "глобальным процессам". Если оставить за скобками местную медиа-истерику, ничего неожиданного в сентябре с российским бензиновым рынком не произошло. Было ясно, что рано или поздно мировой топливный кризис должен был тем или иным боком коснуться и нас, другое дело, кто и как этим воспользуется.

Вести из регионов

Согласно данным Госкомстата РФ, по сравнению с началом 2000 года бензин в России к началу сентября подорожал всего лишь на 2,1%, причем все первое полугодие цены практически стояли на месте (для сравнения: за январь-август 1999 года цены на автомобильный бензин в России выросли в 2,2 раза). В июле потребительские цены на автомобильный бензин в среднем по России выросли на 2,2%, в августе - на 6,3%. Однако первые три недели сентября принесли куда более впечатляющий итог: средний прирост в 27%.

По данным Российского топливного союза (РТС), объединяющего продавцов нефтепродуктов в различных регионах РФ, на середину сентября из 25 регионов, где работают его участники, дефицит топлива наблюдался в 80%, причем в отдельных областях происходит массовое закрытие автозаправочных станций. В большинстве регионов цены на самую популярную марку бензина Аи-92 приближаются к отметке 8 рублей за литр или уже перевалили за нее.

К началу двадцатых чисел сентября больше 8,50 руб. стоил бензин на Камчатке, в Магадане, Якутске, Красноярске, Владимире, Томске, Омске, Мурманске, Воронеже, Курске. В Саратовской области цена Аи-92 за неделю увеличилась на 1,25 руб. и тоже достигла 8,50 руб./л. При этом 10% АЗС вынуждены были прекратить работу, а 40% действующих заправок не имеют полного ассортимента горючего. В Тамбовской области в течение последних десяти дней не было в продаже бензина Аи-80, запасы дизельного топлива ограничены, а Аи-92, продающегося по цене 7,80 руб./л, - на исходе. По словам гендиректора "Смоленскнефтепродукта" Виктора Вуймена, из Смоленска происходит массовый отток бензина в Могилевск

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (248) 25 сентября 2000
    Бензин
    Содержание:
    Тема недели
    На улице Правды
    Реклама