Битва вафельных стаканчиков

Компании
Москва, 25.09.2000
«Эксперт» №36 (248)
Московское мороженое сражается с провинциальным. Есть жертвы

У крупнейших московских производителей мороженого "Айс-Фили", "Сервис-холода" и Хладокомбината N7 проблемы. За последние два года объемы производства упали практически в два раза. В 1997 году совместными усилиями было произведено около 42 тысяч тонн мороженого, в этом году производство может не дотянуть до 20 тысяч тонн. Главной причиной серьезного падения объемов сами мороженщики считают агрессивное поведение на рынке региональных производителей.

Нефть на палочке

В советские времена мороженое наряду с танками, кухонными гарнитурами и колбасой находилось под неусыпным государственным контролем. В середине 80-х, на волне борьбы за трезвый образ жизни, Минторг РСФСР разработал специальную программу развития отечественного мороженого. Согласно планам, московские производители должны были стать флагманами отрасли. Перед столичными фабриками была поставлена задача максимально расширить ассортимент, то есть научиться производить мороженое в глазури, в шоколаде, с фруктовыми наполнителями, на деревянных палочках, в пакетиках и т. д. Регионалам же отводились исключительно брикеты в вафлях и мороженое в стаканчиках.

Средства на реализацию программы были получены за счет специально выделенных экспортных квот на икру и нефть. На эти деньги и была проведена модернизация производства. За пять лет было выстроено 25 новых фабрик и цехов в регионах, а для столичных предприятий закуплено 18 производственных линий. Благодаря заботам министерства выпуск мороженого только на крупных московских фабриках ежегодно рос более чем на 10%.

В начале 90-х годов икру и нефть на мороженое менять перестали, а на отечественном рынке появились импортные конкуренты в ярких пакетиках и стаканах - Mars, Snickers, Bounty, Opal Fruit, Baskin Robbins и другие. Российские производители, быстро сориентировавшись в ситуации, начали серьезно работать над собственным ассортиментом и упаковкой. Для адекватной рыночной борьбы с иностранцами у нашего мороженого был ряд преимуществ. Во-первых, дешевизна. Во-вторых, национальная культура потребления: россияне традиционно едят сливочное мороженое с высоким содержанием жира. Западные же производители привезли то, что любят в Европе, - молочный продукт с минимальной жирностью.

В результате доля иностранного мороженого на российском рынке никогда не была высокой. Например, в 1996 году она составляла не более 20%, а в 1998 году вообще упала до 5%. Тем не менее иностранное присутствие сыграло свою роль. "Конкуренция с западными производителями была на руку провинциальным мороженщикам, - говорит Валерий Елхов, исполнительный директор Союза мороженщиков России. - Технологии производства, качество, ассортимент, внешний вид мороженого у московских и региональных производителей очень быстро выравнялись".

На рынке сложилась принципиально новая ситуация. Столичное мороженое, задуманное еще советской властью как лучшее в стране, стало сдавать позиции регионалам. При одинаковом уровне качества себестоимость производства мороженого в Москве оказалась из-за выс

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (248) 25 сентября 2000
    Бензин
    Содержание:
    Тема недели
    На улице Правды
    Реклама