Телефон для тракториста

Компании
Москва, 25.09.2000
«Эксперт» №36 (248)

На прошлой неделе Минсвязи подняло вопрос, касающийся трети жителей России - тех, кто проживает в сельской местности: когда же наконец в деревне будет телефон (а также факс, Интернет, видеоконференцсвязь и прочие достижения телекоммуникационной индустрии)? На конференции, прошедшей в Воронеже, была обнародована программа телефонизации села.

В настоящее время общий уровень телефонизации села на 60% ниже, чем в городе. Лишь каждая шестая семья имеет телефон, причем до 40% составляют спаренные номера. За последние 10 лет телефонная плотность возросла лишь с 9,15 до 9,7 телефона на 100 жителей, причем не столько за счет ввода новых АТС, сколько за счет убыли населения. Действующая техника, которой и так мало, устарела: на некоторых сельских телефонных узлах сохранились даже "ручные" АТС, где, как в начале века, "барышня" производит коммутацию каналов. Из тех счастливчиков, которые имеют заветный аппарат, около половины лишены автоматической междугородней телефонной связи.

Местные "Электросвязи" не спешат вкладываться в деревенские телекоммуникации (в этом году на телефонизацию села будет привлечены, по данным Минсвязи, лишь 63 млн рублей) - они были и есть убыточны. Низкая платежеспособность селян в сочетании со значительными затратами на развертывание систем связи в местах с малой плотностью населения оставляет только один путь для решения этой проблемы - дотацию. Из госбюджета средств на телекоммуникации не дождаться, регионы, где этим вопросом озабочены местные власти, можно пересчитать по пальцам. Поэтому Минсвязи решило использовать распространенный в других странах принцип: богатые платят за бедных - и выдвинуло инициативу организовать специальный фонд универсального обслуживания, взносы в который должны поступать от всех операторов связи, работающих на рынке. Из этого фонда и будет финансироваться развитие связи на селе.

Как сообщает "Прайм-ТАСС", фонд сможет аккумулировать, по предварительным оценкам, до 800 млн долларов, что позволит в течение 5 лет ввести 2,5 млн телефонных номеров. Параллельно министерство хочет законодательно ввести механизм так называемой универсальной услуги. Под этим понимают обязательство операторов, работающих на данной территории, предоставлять набор не только наиболее прибыльных услуг связи гарантированного качества, но и услуг базовых, причем по доступным ценам.

Со стороны независимых операторов связи внятной реакции на новые поборы и обязательства пока не последовало. Ведь объем социальных услуг еще не ясен, да и размер платежей в новый фонд не определен. В целом такой механизм борьбы за телефонизацию труднодоступных районов принят в цивилизованных странах. Непонятно одно - кто и как будет распределять ресурсы из фонда. Пока управлять им собирается Минсвязи.

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (248) 25 сентября 2000
    Бензин
    Содержание:
    Тема недели
    На улице Правды
    Реклама