Конъюнктурный ресурс

Компании
«Эксперт» №37 (249) 2 октября 2000

В прошлый четверг в российской Сети должен был появиться новый интернет-ресурс www.strana.ru. К сожалению, на момент сдачи номера доступ к сайту так и не был открыт, так что посмотреть "вживую" на свежеиспеченный сетевой проект, идеологом которого выступил известный политтехнолог Глеб Павловский, нам не удалось.

Согласно распространенному по виртуальным каналам пресс-релизу, strana.ru ни много ни мало заявка на выстраивание новой инфраструктуры отечественной медиа-среды, сильно искаженной, по мысли создателей нового ресурса, политико-пропагандистскими комплексами олигархов (прежде всего имеются в виду медиа-империи Владимира Гусинского и Бориса Березовского). Strana.ru задумана как информационная служба национального масштаба (помимо центрального сайта будут функционировать еще семь региональных - по числу федеральных округов - и "иноредакция", ориентированная на зарубежную аудиторию). По словам Глеба Павловского, сетевой ресурс будет опираться на уже существующие государственные СМИ, но оставляет за собой право придерживаться собственной точки зрения. На фоне вяло выраженной оппозиции и слабо артикулированных общественных движений "власть сегодня оказывается главным субъектом политического процесса, - считает г-н Павловский, - однако, формируя информационную повестку дня, она не в состоянии ее профессионально сформулировать, что, например, было четко продемонстрировано в ситуации с 'Курском'". По-видимому, квалифицированной формулировкой действий власти, а возможно, и их логическим обоснованием, и будет заниматься новый информационный ресурс.

Создатели сайта, среди которых есть достаточно известные журналисты (например, центральной редакцией будет руководить бывший главред "Эксперта" Михаил Рогожников) рассчитывают на на 40 тысяч посещений в день. Заметим, что, по интернетовской статистике, эта цифра характерна для сайтов-лидеров вроде gazeta.ru или vesti.ru. Г-н Павловский и г-н Рогожников уверяли корреспондента "Эксперта", что strana.ru - частное коммерческое предприятие, но на вопросы об именах конкретных инвесторов, так же как и о сроках и способах окупаемости нового проекта, ответов нам получить не удалось. Что ж, частный капитал, инвестирующий в медиа-структуры, поддерживающие (для данного случая более подходящий термин "артикулирующие") действующую власть, - довольно типичное явление, причем не только для России. Правда, и наша, и зарубежная практика показывает, что капитализация подобных предприятий полностью обусловлена политической конъюнктурой и практически не зависит от конъюнктуры медиа-рынка.