По лезвию ножа

Компании
Москва, 09.10.2000
«Эксперт» №38 (250)
Создание двух суперхолдингов позволило избежать краха российской алюминиевой промышленности

Длительное противостояние в алюминиевой отрасли завершились эффектно, но мирно: слиты воедино бизнес СУАЛа и "Трастконсалта", на глазах обретает мощь суперхолдинг, управляемый "Русским алюминием". Две группы делят практически все рыночное пространство и заявляют о стратегических планах стать прозрачными и инвестиционно привлекательными компаниями.

Но все могло быть иначе. В течение многих месяцев судьба отрасли висела на волоске. По одному вероятному сценарию, она могла быть почти целиком продана крупным иностранным компаниям, таким, как Alcoa. По другому - вступить в новую фазу жесточайшего передела собственности. Не случилось же этого потому, что главные фигуранты алюминиевого рынка (Олег Дерипаска, Василий Анисимов, Лев Черной, Дэвид Рубен и др.) сумели договориться о разделе сфер влияния.

Тайны сделок

Напомним вкратце основные события. В феврале этого года появилась информация о том, что контрольные пакеты акций Красноярского, Братского и Новокузнецкого алюминиевых заводов, Ачинского глиноземного комбината проданы неким акционерам "Сибнефти". В начале апреля прошла новость и того круче: новый владелец БрАЗа, КрАЗа, НкАЗа и АГК, которым оказался известный предприниматель Роман Абрамович, решил объединить свои активы с активами Олега Дерипаски, возглавлявшего "Сибирский алюминий". Таким образом, новый суперальянс, получивший название "Русский алюминий", стал контролировать все самые крупные российские алюминиевые предприятия. Примерно в конце июня стало ясно, что председатель совета директоров БрАЗа Юрий Шляйфштейн продает блокирующий пакет акций своего завода новоиспеченному монополисту. Наконец, в сентябре было объявлено о слиянии алюминиевых активов "Реновы"-СУАЛа и "Трастконсалта". Вторая супергруппа, названная "СУАЛ-холдингом", объединила все значимые заводы отрасли, не вошедшие в "Русский алюминий".

На первый взгляд логика этого событийного ряда незатейлива. Британский посреднический холдинг TWG, еще на старте приватизации получивший контроль над финансовыми и экспортными потоками основных алюминиевых заводов России, принял решение уйти с рынка и продать свои акции. Покупатель БрАЗа, КрАЗа и АГК получил сильнейший рычаг воздействия на все процессы, протекавшие в отрасли. Поэтому прочие фигуранты рынка были вынуждены менять свою стратегию работы в новых условиях: "Сибирский алюминий" поспешил закрепить свое положение путем слияния с новоиспеченным лидером, а СУАЛ и "Трастконсалт" - друг с другом.

На самом деле все оказалось сложнее и запутаннее. Почему это вдруг TWG решила выйти из игры? Каким образом команде Абрамовича удалось быстро собрать именно контрольные пакеты акций БрАЗа и КрАЗа? Ведь они были рассредоточены между разными владельцами: БрАЗ был "поделен" между Дэвидом Рубеном и Львом Черным, а КрАЗ - между TWG и "Трастконсалтом". Что повлияло, например, на решение Василия Анисимова, владельца компании "Трастконсалт", который вел независимую политику на КрАЗе, продать свой пакет? Наконец, почему продавцы продали свои акции (довольно

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (250) 9 октября 2000
    Власть
    Содержание:
    Рынки
    Культура
    На улице Правды
    Реклама