Зигзаг на пути "Человека"

Культура
«Эксперт» №40 (252) 23 октября 2000

Премьерой спектакля "Зигзаги" (постановка Людмилы Рошкован) открылся двадцать шестой сезон театра-студии "Человек". "Человек" - одна из немногих экспериментальных театральных мастерских, которые возникли еще задолго до всплеска студийного движения в конце восьмидесятых. Она знала период "подпольного" существования и официальных запретов и дожила до наших дней. Все это время художественный руководитель театра Людмила Рошкован оставалась верной идеям театрального эксперимента и давала приют талантливой молодежи. Поклонники экспериментального театра смотрели здесь первые работы режиссеров Михаила Мокеева, Романа Козака и Сергея Женовача. В студии начинали свою карьеру актеры Валерий Гаркалин, Сергей Тарамаев, Ирина Розанова. Сейчас, несмотря на витающие в воздухе идеи коммерциализации театра, Рошкован по-прежнему находится в стороне от театрального мейнстрима. Атмосфера спектаклей в зале на шестьдесят мест (здание театра в Скатертном переулке когда-то было конюшней, гаражом и агитпунктом Краснопресненского райкома партии) напоминает ту, что царила на фестивалях авангардных театров 80-х годов в богемных районах Берлина и Парижа.

Спектакль "Зигзаг" посвящен Пушкину. Но Людмила Рошкован не собирается рассказывать нам о жизни поэта. Режиссер вообще пытается освободить происходящее на сцене от власти литературного языка. Потому и нет текста литературной инсценировки, и актеры играют на сцене без написанных драматургом речей. Отдельные фразы из текстов Пушкина, Рабле, Хармса, возникающие по ходу спектакля, служат своеобразным комментарием к происходящему на сцене. А там - девицы спускаются с потолка по белым эластичным рукавам, из стены вываливаются игральные карты, в воздухе носятся странные шумы, голоса и цыганское пение. Режиссер создает единый звуковой ряд, объединяющий мизансцены, жесты, всплески эмоций в единую театральную материю. Из этой материи каждый зритель может выстроить собственный спектакль. Причудливая сценография Виктора Платонова и диковинные костюмы Нины Климовской, в которых смешались черты эпохи романтизма и современность, под стать режиссерским выдумкам. Экспериментальный театр не сдает позиций.