Играем Кортасара

Культура
«Эксперт» №44 (256) 20 ноября 2000

На сцене Центра-музея В. Высоцкого режиссер Владимир Агеев показал спектакль "Игра в классики" по роману Хулио Кортасара. Владимир Агеев, один из талантливых учеников знаменитого экспериментатора Анатолия Васильева, занялся исследованием материи театра. Путешествие по роману Кортасара оказывается путешествием по разным способам сценического существования: фрагменты, сыгранные по законам психологического театра, чередуются с эпизодами, где актеры иронично произносят философские пассажи, чуть отстраняясь от текста, и со свободными пластическими импровизациями.

Из романа Агеев выбрал те фрагменты, которые позволяют мотивам, метафорам и персонажам Кортасара начать самостоятельную жизнь. При этом режиссер вывел на сцену и Автора (Андрей Звягинцев), да еще заставил его вступить в конфликт с собственным героем, поскольку Орасио Оливера (его играет сам Владимир Агеев) претендует на авторские функции. Вместе с Автором в игре участвуют три персонажа из "Игры в классики": Орасио, Осип Грегоровиус (Сергей Герасин) и Мага-Лусия (Ирина Гринева), а также зрители, которых режиссер вынуждает восстанавливать недостающие связи между героями и событиями. В эпизоде вечеринки актеры даже приглашают зрителей на танец. В сценографии Марины Филатовой отсутствуют приметы стиля и времени, а костюмы и реквизит ассоциируются с вызывающими ностальгию семидесятыми годами.

В спектакле, не претендующем на полное погружение в роман, неожиданно звучит театральный эквивалент ироничной авторской интонации. Опыт Владимира Агеева оказался удачным.