Человек и мебель - братья навек

Русский бизнес
«Эксперт» №46 (258) 4 декабря 2000
В разгар мебельного бума отечественные производители не задумываются о будущем самой мебели

Ведущий российский производитель корпусной мебели компания "Шатура" заключила с немецкой фирмой Siempelkamp контракт на покупку оборудования для производства древесно-стружечных плит (ДСП). Приобретение это обойдется ей в 9,5 млн долларов. К этой немаленькой сумме надо прибавить еще 3 млн долларов, потраченных в прошлом году на покупку новейшей линии Vemhuner для ламинирования ДСП. Таким образом, подмосковные мебельщики за последние два года вложили в производство спален "Орхидея", "Магнолия" и "Камелия", а также набор детской мебели "Гном" и прихожих "Гамма" более 12 млн долларов. Таких значительных вложений в переоборудование производства до сих пор не делала ни одна российская мебельная фабрика.

Руководство "Шатуры" объясняет свои беспрецедентные траты желанием резко увеличить производство. Генеральный директор Валентин Зверев говорит, что ему нужно много ДСП - 150 тыс. кубометров в год (сейчас в Шатуре делают всего 75 кубометров, а купить ДСП необходимого качества на внутреннем рынке практически невозможно). Это позволит к 2002 году выпускать как минимум в два раза больше мебели, чем теперь.

Наращивание объемов производства вызвано тем, что Россия, кажется, сходит с ума от желания поменять обстановку. На рынке начался настоящий ажиотаж. По оценкам специалистов, в этом году наши соотечественники потратили на диваны, табуретки, комоды, столы и кровати на 30% больше денег, чем в прошлом. Мебельщики уверены, что такими же темпами рынок будет расти ближайшие лет десять.

Капитализм в отдельно взятой квартире

Крупнейший российский мебельный комбинат "Шатура", занимающий 67 га подмосковной земли, свою историю ведет с 1961 года. Именно тогда на фабрике выпустили первую партию шифоньеров из ДСП. Как выглядела первая шатурская мебель, не помнят даже старожилы. Любопытства ради руководство компании намерено даже провести специальную акцию по обмену старых шкафов на новые, надеясь отыскать раритеты.

Впрочем, с началом капиталистических реформ на "Шатуре" принципиально ничего не изменилось. Шатурцы продолжали делать советские "стенки", а россияне, впервые увидевшие родную мебель в свободной продаже, с большим удовольствием ее покупали. В середине 90-х годов, правда, комбинат пережил серьезный кризис - к тому времени одни россияне обнищали и им стало не до мебели, другие же, наоборот, разбогатели и кинулись обставляться итальянскими гостиными, спальнями и кухнями. Руководство "Шатуры" бросило все силы на реформу управления предприятием и разработку новых моделей мебели.

В результате уже в 1997 году оборот компании вырос в четыре раза и достиг 8 млн долларов. "Шатура" превратилась в лидера отрасли. По подсчетам специалистов из Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности, сегодня компания контролирует порядка 12% отечественного мебельного рынка (см. график 2). За девять месяцев нынешнего года "Шатура" продала 244 тыс. единиц мебели на сумму около 50,7 млн долларов. По сравнению с прошлым годом рост производства составил 107%.

Успех