Магазин на ровной части суши

Русский бизнес
«Эксперт» №47 (259) 11 декабря 2000
Западные торговые сети могут прийти в Россию, но вряд ли это будет смертельно для российских сетей

Как-то раз я сидела на лекции в Высшей школе экономики. Лекцию читал один из создателей компании "Вимм-Билль-Данн". Он рассказывал студентам, как следует управлять такой большой корпорацией, делясь сокровенным. Студенты к концу лекции не выдержали и с издевкой спросили: "Вот вы говорите о разных сложных материях. А ведь бизнес ваш очень прост. Берете порошок из высушенных фруктов, разбавляете его водой, и все". Лектор ответил: "Да, ребята. Все очень просто. И когда вы вырастете и станете бизнесменами, как я, вы сможете делать то же самое. Вода же есть".

На этом элементарном соображении, что "все очень просто" или "вода же есть", было построено немало российских фирм. "М.Видео" - одна из них. Ее история - это история компании, сделанной на пять тысяч долларов инвестиций и на простом расчете, что Россия - это "большая и ровная часть суши", что на ней проживает много людей, а значит, здесь можно делать хороший бизнес. О концепции развития "М.Видео" рассказывает управляющий розничной торговлей Алексей Максимов.

- Алексей Юрьевич, вы уже почти восемь лет на рынке, и пора бы узнать, откуда появилась "М.Видео". Существует легенда, что нынешний директор "М.Видео" в начале девяностых годов работал продавцом в компании "Стилан". Работал эффективно, но между ним и хозяином возник некий конфликт, после чего он ушел и создал собственную компанию - "М.Видео". Более того, легенда гласит, что конфликт был столь острым, что в течение некоторого времени магазины "М.Видео" размещались аккурат напротив "Стилана". Но вы победили. Так как все-таки появилась "М.Видео"?

- В целом все правильно. Действительно, будущий владелец начинал свою карьеру как продавец в компании "Стилан". Только конфликта никакого не было, отношения остались совершенно нормальными. Что же касается магазинов, то никто, конечно, их специально рядом не открывал. Первый магазин "М.Видео" открылся на Маросейке, а "Стилан" был на Никольской. Это не совсем рядом. А то, что на Никольской потом в том же доме открылся магазин, было чистой случайностью - общие контакты. Но в целом легенда правильная.

- А почему было принято решение организовать собственный бизнес?

- Время было такое: все только зарождалось, и казалось, что понятно, как надо развиваться, что нужно сделать, чтобы улучшить бизнес. Были предложены какие-то идеи, которые не нашли поддержки, что вполне естественно - в "Стилане" были свои владельцы, свое активное начало, и конкуренция ему была не нужна. А рынок складывался стремительно, было совершенно понятно, где покупать и как продавать - рынок развивался вместе с его новыми участниками. Мы решили попытаться взять инициативу в свои руки, создать свой магазин. Тем более что большого капитала не потребовалось. Компания "М.Видео" юридически оформлена в марте девяносто третьего года, а в мае открылся магазин на Маросейке, на сорок квадратных метров.

- Вы сказали, были идеи. А какие?

- Простые коммерческие идеи. Рынок-то тогда был прост - никаких представительств. Условно говоря, покупали тогда у н