Большая спайка

Культура
«Эксперт» №47 (259) 11 декабря 2000

В Большом Манеже проходит Международная художественная выставка-ярмарка "Артманеж-2000". В последние годы за "Артманежем" (выставка проходит уже в пятый раз) прочно закрепилась слава одного из самых зрелищных событий в мире современного искусства. Выставка никогда не обходилась без скандала: то Авдей Тер-Агонян рубил изображения икон, то Александр Беляев выставлял нарисованное шариковой ручкой четырехметровое панно, окруженное фотопортретами густо татуированных рецидивистов. Мероприятие, целью которого с самого начала было продвижение современного искусства в массы и развитие национального арт-рынка, застало массового зрителя не подготовленным к восприятию своего продукта и стало этого зрителя развивать. В результате "Артманеж" постепенно оплела сеть "некоммерческих проектов", которые осуществлялись за счет галерей, торговавших ненавидимым "современными художниками" салонным искусством и исправно оплачивавших выставочные площади. Концептуальное искусство стало своего рода придатком к салону.

Новая команда "Артманежа-2000" во главе с его директором Полиной Васильевой и идейным вдохновителем галеристом Владимиром Овчаренко (хозяином знаменитой "Риджины") попыталась исправить ошибки своих предшественников. В этом году у ярмарки не было экспертного совета, отбиравшего будущих экспонентов, так что в Манеж попали практически все хоть как-то проявившие себя галерейные образования: получился полный срез искусства, считающего себя "современным". Основным критерием отбора стала платежеспособность -. индикатор финансового здоровья галерей. Ни одного традиционного некоммерческого проекта "Артманеж-2000" не представил. Устроители подготовили две специальные программы, цель которых -. сделать современное искусство более удобоваримым, не заставляя его при этом идти на салонный компромисс. Одна из программ называется "Искусство в интерьере". Ряд галерей мебели, архитектурных бюро и дизайнерских студий объединили свои усилия с художниками, чтобы ввести современное искусство в тут же создающиеся интерьеры. Это первый опыт "спайки" архитекторов, декораторов и современных художников. В идеале заказчик теперь будет получать квартиру с развешенными по стенам окнами Чуйкова и постерами Кулика. Другой проект, "Искусство из первых рук", тоже призван приблизить искусство к потребителю. Он приглашает публику не только осмотреть произведения, но и познакомиться с их творцами, проникнуться неповторимостью и оригинальностью этих милых персонажей арт-мира. Проект разрушает имидж художника-юродивого, обжигающего огнем безумных глаз, влачащего по миру свои холсты-вериги. Манежные люди "из первых рук" - милые, общительные, интеллигентные и даже причесанные.

Устроители "Артманежа-2000" решили "всем миром" навалиться на потенциального потребителя современного искусства и заставить его наконец покупать. Удастся ли этой команде побить рекорды продаж прошлых лет (в 1999 году художники продали работ на 50 тысяч долларов) -. покажет финал ярмарки.