Игра в магазин

Культура
«Эксперт» №48 (260) 18 декабря 2000
"Арт-Манеж" наконец пытается стать настоящей ярмаркой искусства

Седьмого декабря под легким снежком в направлении Центрального выставочного зала "Манеж" бежал энергичный поток зрителей, художников и критиков, бежал, вскипая на охранных кордонах, устремляясь мимо водоворотов буфета и гардероба, прямиком в гигантский зал. Здесь румяная толпа сразу теряла скорость, ритмичная поступь превращалась в неуверенный шаг. Пробираясь сквозь бесконечные лабиринты выгородок, где в просветах видны были все новые и новые картины, зрители готовились, затаив дыхание, ждали. Ждали, когда современное искусство войдет с ними в непосредственный контакт, то есть когда, как это было обещано устроителями и участниками, из-за живописного задника появятся персонажи актуального искусства и начнут кусать, плясать, обливать водой, придуриваться, в общем - действовать. Но тех не было. Акции не предпринимались, перформансов тоже не предвиделось. Все ушли. Лишь на полу, олицетворяя собой закат концептуализма, угасал, потея под полиэтиленом, юный художник Владимир Илюхин, изображавший кулинарно-художественный полуфабрикат. Да откормленные, дезодорированные и татуированные свинки бельгийца Вима Дельво, исполняющие на выставке обязанность "дежурного" скандала, радостным хрюканьем приветствовали все новых посетителей, напоминая, впрочем, скорее рекламную акцию мясокомбината, чем художественный жест.

Участники прошлых "Арт-Манежей" делились на две категории. Большую часть Манежа занимали те, кто мог купить место (минимальная "ячейка" - 24 кв. м - стоит 1600 долларов), - будь они галереями самого что ни на есть актуального искусства или магазинами по продаже копий с картин Шишкина. Концептуальный же раздел определяли так называемые "некоммерческие проекты" актуального искусства, например "мэил-арт" (почтовое искусство) в 1998 году или питерская Новая Академия в прошлом. Как нетрудно догадаться, некоммерческие проекты обитали там за счет коммерчески-успешных галерей, торгующих салонным искусством. Правда, что касается салонного искусства, к которому "продвинутая" художественная публика всегда относилась с презрением, "Арт-Манеж" никогда все же не опускался до Измайловского вернисажа, поскольку среди его участников были в основном галереи, ориентированные на верхушку среднего класса.

В этом году неофициальный куратор "Арт-Манежа" Владимир Овчаренко решил доказать, что и актуальное искусство может быть востребовано, то есть продаваться и покупаться. Эту цель и преследовал его проект "Искусство из первых рук".

Заходите в наш бутик

Если экспозиции салонных галерей можно сравнить с магазинчиками или лавочками, торгующими искусством, то Владимир Овчаренко спродюсировал бутик. У него все художники - звезды, их яркость уже давно засвидетельствована на, что называется, международном уровне. Чего стоят одни только имена Ивана Чуйкова, Франсиско Инфанте, Константина Звездочетова, Игоря Макаревича, а также западных мастеров актуального искусства Гюнтера Фрога, Недко Солакова и Майка Келли! Стоят они по-западному, а поскольку искусство в России относительно