Предсказанный бум

Спецвыпуск
«Эксперт» №49 (261) 25 декабря 2000
Новые технологии, освоенные Самарской кабельной компанией, пока не приносят сверхприбылей, но обеспечат конкурентные преимущества в будущем

Производя две трети отечественных кабелей и имея такого стабильного заказчика, как Министерство связи, Самарская кабельная компания (СКК), казалось бы, могла особо не беспокоиться за свое будущее. Телефонные, силовые и монтажные кабели - товар ходовой и востребованный во все времена. Правда, аналитики предрекали падение спроса на традиционные медные кабели - но это в развитых странах, где уже не одно десятилетие активно развивается цифровая и сотовая связь. В России же резкого падения производства на ведущих кабельных предприятиях не произошло. Ведь мы сильно отстаем от Запада в развитии новых коммуникационных технологий, поэтому какое-то время продержаться на плаву можно было бы и со старой продукцией.

Но руководство СКК особой скромностью амбиций не отличалось. Компания была лидером отрасли во времена плановой экономики, так что было решено сохранить эти позиции и в условиях рынка. Уже десять лет назад руководству СКК стало ясно, что потребитель будет меняться и вместо закрепленных за Госснабом областных управлений связи, которые брали все, что давали, придет требовательный к качеству и умеющий считать деньги покупатель. Началось долгое и довольно мучительное определение СКК своей ниши на рынке.

"Мы даже не представляли себе, насколько жесткими окажутся реалии, - рассказывает генеральный директор СКК Анвар Бульхин. - Активно начали изучать западные технологии, тенденции развития связи, понимая, что рано или поздно это придет в Россию и наша компания должна занять свою нишу на этом новом рынке".

Бум в развитии телекоммуникаций начался пять лет назад. К этому времени СКК заменила номенклатуру выпускаемой продукции более чем на 60% и выбросила на рынок новую, более качественную и технологически совершенную продукцию. Сегодня СКК выпускает до 50 типов различных кабелей, в том числе городские телефонные с пластмассовой изоляцией, станционные с гидрофобным заполнением, низко- и высокочастотные дальней и местной связи. Чтобы снизить риски присутствия на одном рынке, компания освоила выпуск силовых, сигнально-блокировочных кабелей, неизолированных проводов для воздушных ЛЭП, широкую гамму установочных и монтажных проводов для машиностроения, строительства и транспорта. Удачная маркетинговая политика обеспечила компании устойчивое финансовое положение.

Анвар Бульхин понимал, что чтение технической литературы и ознакомительные поездки на западные фирмы мало что дадут. Для технологического прорыва и освоения новых рынков необходимо привлечение стратегического инвестора. Его поиски начались в 1994 году и увенчались успехом только через два года. В 1996 году в Самаре было создано СП ПЭС/СКК совместно с дочерней фирмой компании "Дженерал моторс" - "Дельфай", специализирующейся на производстве автомобильной электропроводки. Новое СП, расположившееся в пустовавших цехах, где гуляли собаки да ветер, стало выпускать жгуты проводов для автомобилей, на 40% обеспечивая потребности АвтоВАЗа. Было создано 600 новых рабочих мест - это почти треть от общей численности