Продаются лучшие гонки мира

Международный бизнес
«Эксперт» №6 (266) 12 февраля 2001
Слухи о том, что создатель и владелец "Формулы-1" Бернард Ч. Экклстоун теряет контроль над своим детищем, оказались преждевременными. Берни был и остается королем автогонок

Пока многомиллионная армия болельщиков ждет 4 марта, когда в Мельбурне будет дан старт Гран-при Австралии и начнется очередной сезон гонок, мир "Формулы-1" сотрясают сенсации. Первая и главная: британский предприниматель Бернард Ч. Экклстоун, или просто Великий Берни, продает свой холдинг, занимающийся проведением соревнований, консорциуму из пяти ведущих автокомпаний Европы. И сами компании - Ford (Jaguar), FIAT (Ferrari), BMW, DaimlerChrysler (McLaren-Mercedes) и Renault - уже высказали свою заинтересованность в этой сделке. Судя по последним сообщениям, не хотят остаться в стороне и Honda с Toyota.

Сенсация вторая: Берни заявил, что не готов выплатить FIA (Международной автомобильной федерации) 258 млн фунтов стерлингов по так называемому Столетнему договору, предусматривающему право трансляций с трасс "Формулы-1" по телевидению на сто лет вперед. В ответ на это FIA немедленно заявила, что она предложит купить эти права другим заинтересованным сторонам. Впрочем, речь идет всего лишь о телетрансляциях, начиная с 2010 года, до этого срока права безоговорочно принадлежат Экклстоуну. Как принадлежали последние четверть века.

Никто не знает истинную стоимость бизнеса Экклстоуна и основной его составляющей - репортажей по TV с автодромов. Но, по неофициальным данным, только продажа права телетрансляции одной только гонки приносит около 18 млн долларов, всего за год - примерно 300 млн. Гонки смотрят 350 млн человек в двухстах странах. Если прибавить к этому рекламные потоки, продажу сувениров и прочее, что неизменно сопутствует "Формуле", то можно смело говорить о многомиллиардном бизнесе.

Возникает вопрос: а зачем, собственно, Экклстоуну продавать столь прибыльный бизнес? На поверхности лежат три причины: возраст и здоровье, бесконечное расследование Европейской комиссии (ЕК) на предмет соответствия "Формулы-1" антимонопольному законодательству и, наконец, борьба с рекламой табака.

Что позволено Экклстоуну - не позволено никому

Возраст и здоровье - аргументы абсолютно неработающие. Пару лет назад Берни Экклстоун действительно перенес сложную операцию на сердце, но это не заставило его выйти из бизнеса. А недавно он заявил: "Я буду работать до тех пор, пока смогу это делать. Я не боюсь смерти. Библия говорит, что человеку отводится семьдесят лет, и я уже достиг этого возраста. Но при этом чувствую себя так же прекрасно, как и тридцать лет назад".

С Еврокомиссией ситуация сложнее. У ЕК давнее "пристрастие" к "Формуле-1". Все началось с того, что FIA получила от комиссии ЕС официальный запрос с требованием прояснить детали коммерческой деятельности холдинга. Комиссию всегда не устраивали действия Экклстоуна, идущие вразрез с антимонопольными законодательствами многих государств. В частности, Берни фактически единолично отменил французскую гонку из-за того, что две телекомпании не смогли договориться о правах на трансляцию.

Еврокомиссию раздражает прежде всего то, что один человек сосредоточил в своих руках практически неограниченную власть над суперпоп

Новейшая история "Формулы-1"

Мир "Формулы-1", а первые гонки под таким названием состоялись 13 мая 1950 года, столь же притягателен, сколь и загадочен. И дело здесь не только в секретах высоких технологий, которые тщательно скрывают друг от друга команды-участники. Основная загадка кроется в финансовых схемах, позволяющих извлекать из состязания колоссальные прибыли. Ни один вид автомобильного спорта не приносит столь невероятных доходов, как Гран-при "Формулы-1". Неспроста владелец Williams-Renault Фрэнк Уильямс заявил: "Это спорт - только один раз в две-три недели. В остальное время - это огромный бизнес".

Сын торговца рыбой Берни Экклстоун родился 28 октября 1930 года во время экономического упадка. Этим обстоятельством, видимо, объясняется его отношение к деньгам, которое он выразил так: "Есть две вещи, о которых нельзя болтать, - деньги и женщина, которая была с тобой прошлой ночью".

В пятнадцать лет Берни бросил школу, что, впрочем, не помешало ему получить ученую степень в области химического машиностроения. Параллельно Экклстоун занимался мото- и автогонками. В частности, он принимал участие в соревнованиях 500-кубовой "Формулы-3". Все это продолжалось до серьезной аварии в сентябре 1951 года. После этого происшествия двадцатиоднолетний гонщик занялся деловой стороной спорта, возглавив агентство по продаже автомобилей и мотоциклов, а позже стал владельцем команды.

После длиной череды смены команд и партнеров Экклстоун подошел к рубежу, отделяющему талантливого менеджера от гениального бизнесмена. В начале восьмидесятых годов команды "Формулы-1" объединились в ассоциацию FOCA (Formula One Construction Association). Это было сделано для того, чтобы лучше защищать свои интересы перед властями из FIA. Новую структуру возглавил Экклстоун, который в то время руководил командой Брэбхем. Затем FOCA добилась у FIA права на телевизионные трансляции, которые тогда не приносили крупных прибылей.

Это произошло в марте 1981 года после мучительных переговоров между FOCA и FIA, которые привели к подписанию договора согласия. Он, в частности, регламентировал коммерческие права и распределение денежных средств, поступающих в "Формулу-1".

Различные поправки привели к распределению доходов от телетрансляций соревнований таким образом, что 47% отходит командам, а оставшаяся часть - компаниям, которые к тому времени принадлежали Экклстоуну. Кстати, о долгосрочном продлении договора согласия было объявлено в начале 1999 года.

С того момента, как Берни получил практически неограниченную власть в "Формуле-1", быстро стал улучшаться уровень соревнований, что в свою очередь привело к улучшению качества и количества телетрансляций. Как грибы после дождя появлялись все новые и новые каналы, желающие иметь в своей эфирной сетке популярное состязание. Еще бы, ведь за год этапы "Формулы" смотрит по телевизору около 15 млн зрителей. И лишь два миллиона наблюдают за ходом состязания с трибун.

Расчет на телеэфир оказался совершенно верным. В итоге Экклстоун выдвинул ультиматум, согласно которому телекомпании должны были согласиться с расценками FOCA и с тем, что каждый этап может транслироваться лишь одной корпорацией. Удивительно, но все требования оказались выполненными.

Постепенно расширяя свои полномочия, FOCA завоевала права на продажу всех рекламных щитов вокруг трасс. В итоге ее общий годовой доход достиг миллиарда долларов, из которого большая часть доставалась Берни.

В конце девяностых FOCA, до этого являвшаяся ассоциацией спортивных команд, поменяла название на FOA. За сменой вывески крылись поистине революционные преобразования. Новая организация фактически превратилась в частный холдинг, 51% акций которого владеет Экклстоун лично. Преобразование FOCA в FOA состоялось после подписания протокола о согласии между Экклстоуном и владельцами команд. Этот договор был необходим для создания механизма распределения средств между "конюшнями". Правда, три команды встали в позу, не согласившись с условиями договора. Нетрудно догадаться, что через год они пришли с повинной и подписали все необходимые бумаги.

К портрету Экклстоуна остается добавить, что он женат на бывшей фотомодели Славике Малич, родившейся в Хорватии. У них две дочери. Семья владеет домами в Лондоне, на Корсике, Французской Ривьере и небольшим живописным ресторанчиком в Швейцарии. Кроме того, у Берни есть два самолета и серебряный автобус. В период 1995-1996 годов хозяин "Формулы-1" стал самым высокооплачиваемым администратором в Англии. А его состояние оценивается в два миллиарда, что позволило Берни три года назад занять шестое место в списке самых богатых людей Великобритании.