Эпидемия гипермаркетов

Русский бизнес
«Эксперт» №6 (266) 12 февраля 2001

В Москве плодятся гипермаркеты. На прошлой неделе стало известно о появлении на рынке нового игрока. ООО "Гиперцентр", созданное несколькими менеджерами, покинувшими некоторое время назад ТД "Перекресток", намечает в течение трех-четырех лет построить в столице пять торговых центров. Предполагаемый объем инвестиций в проект - 200 млн долларов. Напомним, что у известной компании "Рамэнка" уже есть три действующих гиганта "Рамстор". В ближайшем будущем планируется построить еще два. О своих намерениях возводить гипермаркеты объявили популярные торговые сети "Перекресток" и "Седьмой континент".

Специалисты по-разному оценивают перспективы столь бурного роста торговых площадок гипермаркетового масштаба. Так, менеджер по проектам в области розничной торговли департамента управленческого консультирования "Делойт и Туш СНГ" Мартин Арутюнян полагает, что ниша для гипермаркетов на московском рынке настолько свободна, что инициаторам строительства новых объектов успех обеспечен. Конечно, если они грамотно организуют свой бизнес. Арутюнян убежден, что в столице достаточно много потребителей, которые просто не знают, что существует альтернатива их нынешней модели совершения покупок - ежедневной беготне по магазинам разного профиля или выезду в выходные на оптовый рынок. И само по себе появление гипермаркетов, демонстрирующих иные стандарты, притянет к себе покупателей. Аналогичной точки зрения придерживаются в компании "Рамэнка", ставшей в свое время пионером в этой нише: там нам заявили, что спрос на услуги гипермаркетов в столице далеко не удовлетворен.

Менее оптимистичен президент ассоциации "Русь торговая" Вадим Шишов. "Московский рынок, - отмечает он, - в настоящее время сбалансирован. Есть категория потребителей, бедных или экономных, делающих покупки на рынках. Есть более состоятельная группа потребителей, предпочитающих несколько переплатить, но быть уверенными в качестве продуктов - это клиенты традиционных продуктовых магазинов. А есть средний класс, ориентированный на покупки в супермаркетах и гипермаркетах известных торговых сетей. Его привлекает в первую очередь качество обслуживания". Именно за последнюю группу покупателей, по словам г-на Шишова, придется бороться любому новичку. Однако не слишком многочисленный средний класс уже поделил свои симпатии между известными брэндами. Следовательно, новые игроки должны предложить клиентам стандарты обслуживания на порядок выше существующих, то есть на уровне европейских грандов розницы. Смогут они это сделать или нет, время покажет.