Кто кого заблокирует

Русский бизнес
«Эксперт» №6 (266) 12 февраля 2001

"Северсталь" стала владельцем блокирующего пакета акций ОАО "Заволжский моторный завод", одного из крупнейших производителей автомобильных бензиновых двигателей. Пресс-служба "Северстали" отрицает намерение компании установить контроль над ЗМЗ и признает лишь покупку в конце прошлого года 10-процентного пакета акций ЗМЗ своей дочерней структурой - "Северсталь-Инвест". Последняя вместе с ЗМЗ намерена освоить выпуск нового инжекторного двигателя ЗМЗ-409 для внедорожников Ульяновского автозавода (принадлежит "Северстали") и дизельного двигателя для легковых автомобилей. Тем не менее из источников, заслуживающих доверия, известно, что "Северсталь" вместе с дочерними предприятиями уже приобрела 48% акций ЗМЗ. Косвенно появление на ЗМЗ крупного собственника подтверждает и развитие ситуации на рынке акций предприятия.

До середины октября прошлого года рынок практически стоял: совершались разовые сделки по цене 0,08-0,13 доллара за акцию. Затем в середине декабря стоимость акций возросла до 0,28-0,33 доллара. При этом основной объем сделок совершался на внебиржевом рынке: акции скупались преимущественно у физических лиц (в том числе и прямо у проходной завода), а также у портфельных инвесторов. Активный интерес к акциям ЗМЗ сохранялся вплоть до начала февраля, после чего рынок фактически упал. Сейчас реальная цена акции составляет 0,10 доллара, заявки носят по сути инерционный характер и по своим объемам сопоставимы с запросами физических лиц. Такая динамика рынка, по мнению наблюдателей, говорит о скупке акций в интересах крупного инвестора, который или близок к поглощению, или уже приобрел необходимый пакет акций: всплеск интереса - активная скупка акций у работников завода - резкий провал и невысокая ликвидность рынка после того, как цель достигнута.

Стратегия "Северстали" заключается в работе по прямым контрактам с конечными потребителями и в выпуске не только проката, но и продукции более высокого уровня переработки, что дает возможность компании закрепиться в новых рыночных нишах. С этой целью "Северсталь" приобрела в последнее время пакеты акций Ижорского трубного завода и "Красного котельщика", открывающего компании дорогу в тяжелое машиностроение. Создание вертикально интегрированной структуры в автопроме также отвечает стратегическим интересам "Северстали", которой с прошлого года принадлежит контрольный пакет акций Ульяновского автозавода. Основным производителем двигателей для него является ЗМЗ. Кроме того, ЗМЗ позволяет "Северстали" занять ключевую позицию в отрасли и проводить собственную ценовую и сбытовую политику.

Интересы "Северстали" в автопроме пересекаются с бизнесом группы "Сибирский алюминий". ЗМЗ - основной поставщик ПАЗа и ГАЗа, которые стали собственностью "Сибала" в прошлом году. Более того, со стороны ГАЗа Заволжский моторный завод испытывает и "диктат потребителя" (на ГАЗ приходятся 80% сбыта ЗМЗ), и "диктат поставщика", обеспечивающего его чугунным и стальным литьем. ЗМЗ зависит и от поставок алюминия со стороны "Сибала". В