Без страховки

Разное
«Эксперт» №6 (266) 12 февраля 2001
Без страховки

На прошлой неделе резко обострился вялотекущий - по меньшей мере с 1995 года - процесс подготовки к реформированию пенсионной системы: совещание у премьера, совещание у президента, образование Национального совета по пенсионной реформе во главе с Михаилом Касьяновым... Впечатление всем этим оставлено двойственное. С одной стороны, вроде бы проснулись. С другой стороны, опять ничего не решено. Да, заявлено, что пенсии будут состоять из двух частей: обязательного минимума от государства - и дополнительных выплат за счет накопленных за время трудового стажа отчислений от зарплаты человека; однако выбор из двух конкретных вариантов пенсионной реформы отложен, и в этом году уже наверняка ничего не произойдет - 2001 год отведен на разработку планов.

Такую неспешность можно понять: проблема беспрецедентно сложна и имеет огромную социальную значимость. Известно, что решение любых социальных проблем проходит по схеме "тугого воротничка": чтобы его расстегнуть, шею приходится на какое-то время сдавливать еще сильнее. В данном случае этого "сдавливания" необходимо если не совершенно избежать, то сделать его минимальным - десятки миллионов пенсионеров и так находятся на грани выживания, никакие ухудшения здесь недопустимы. Поэтому выбор варианта пенсионной реформы неизбежно оказывается выбором между плохим и худшим. Занятие безрадостное - и желание президента отложить его как можно далее по-человечески вполне объяснимо.

Между тем всякая задержка с решением этой проблемы уже опасна. Сейчас в России на трех работающих приходится два пенсионера; к 2010 году их число сравняется, потом соотношение продолжит ухудшаться. Десять лет, оставшиеся до катастрофического (при нынешнем устройстве пенсионной системы) состояния 1:1, - это, судя по мировому опыту, чрезвычайно малый срок для проведения пенсионной реформы. Перейти за это время к нормальной накопительной системе уже практически невозможно. На прошлой неделе речь шла о выборе между вариантом Минэкономразвития, в соответствии с которым отчисления работающих на накопительные счета должны достичь 10% фонда оплаты труда уже к 2009 году, и вариантом Пенсионного фонда, предлагающим растянуть переходный период на двадцать лет (первый вариант резче: увеличение накопительных отчислений сопровождается снижением отчислений в Пенсионный фонд, которому и так нелегко). Социальная и политическая цена обоих вариантов показалась власти чрезмерной - это, повторюсь, можно понять. Но через год варианты будут по необходимости еще жестче, потому что времени останется еще меньше. К тому же на совещании у президента говорилось о необходимости "капитализировать" обязательства государства перед теми, кто по возрасту не успеет запасти по накопительной системе достаточных сумм: им должны будут платить пенсию так, как если бы накопительная система работала испокон веку. Решение, вероятно, справедливое, но его исполнение ляжет серьезным дополнительным грузом на экономику.

Конечно, введение накопительной системы должно стать серьезным благом -