Доплавались...

Русский бизнес
«Эксперт» №7 (267) 19 февраля 2001
За последние десять лет от некогда могущественного российского флота остались рожки да ножки. Его добила коррупция

Недавно российский флот понес еще одну, очень существенную потерю - 9 декабря 2000 года греческий судомагнат Анастасис Ласкаридис арестовал в Корее 11 супертраулеров. Эти супертраулеры - самые лучшие и самые современные суда России. Их суммарная стоимость составляет около 400 млн долларов; строились они еще под гарантии бывшего СССР, а задолженность по их оплате перенесена на задолженность России в рамках Парижского клуба и без учета процентов составляет около 230 млн долларов. Арест, скорее всего, носит фатальный характер, поскольку именно в Корее арестовать и продать судно с аукциона для кредитора является делом пяти минут, а возможности судовладельца для обороны сведены к минимуму. Эта история заслуживает пристального внимания не только в связи с масштабами потерь. Она является прекрасной моделью, по которой можно изучать историю разорения российского флота. В ней замешаны крупные чиновники, любящие разглагольствовать о перспективах развития флота, необходимости защиты российского флага от иностранцев и их приспешников. В ней замешаны и представители силовых структур, своими руками прикрывавшие многомиллионные аферы. Со всем этим надо что-то делать.

Афера века

В связи с этим арестом многие газеты вспомнили историю компании "Рыбкомфлот". В 1989 году Минрыбхоз СССР разработал схему обновления отечественного флота путем строительства на зарубежных верфях на займы иностранных банков и последующей расплаты с кредиторами за счет лизинговых платежей от эксплуатации судов. Под гарантии советского правительства берутся кредиты на 1,5 млрд долларов, на которые должны были быть построены 79 современных судов. Создается компания "Рыбкомфлот". Шестьдесят процентов ее акций принадлежат подразделению Минрыбхоза СССР - компании "Соврыбфлот", а 40% - фирме Falcon. Об "афере века" (выражение теперь уже экс-председателя Госкомрыболовства Юрия Синельника), в результате которой 30 из 79 построенных таким образом судов исчезло, а задолженность по оплате их строительства была переложена на Россию в рамках Парижского клуба кредиторов, уже упоминалось в "Эксперте" N12 за прошлый год. Однако за последнее время всплыли некоторые новые подробности. В январе этого года в связи с арестом сына ныне покойного Франсуа Миттерана, а также более ранним арестом его соратника по бизнесу Пьера Фалькона ряд газет выступили с громкими публикациями, связав между собой дело Миттерана и арест этих судов. Так, "Московские новости" указывают, что "Пьер Фалькон может оказаться в центре финансовых авантюр, связанных со строительством рыболовецких судов для СССР".

На наш взгляд, связывать напрямую историю "Рыбкомфлота" и арест супертраулеров не совсем корректно. После того как ныне арестованные суда были построены на кредиты, взятые "Рыбкомфлотом", их связь с ним практически обрывается. У этих супертраулеров совершенно отдельная история. Чтобы разобраться с арестом этих судов и попытаться хоть что-то сделать для их спасения, надо попытаться найти истинных виновников, а пересуды о "Рыбкомфлот