Лучше наркотиков - только секс

Культура
Москва, 26.02.2001
«Эксперт» №8 (268)
Дуэль Америки и Европы на Берлинском кинофестивале

Сталинградская битва 1943 года обошлась в два миллиона жизней. В 2001-м она стоила всего 90 млн долларов и опять закончилась полным поражением немцев. Красная Армия в ней на этот раз не участвовала, поэтому немцы разгромили себя сами. Переломный 51-й Берлинский кинофестиваль начался с фильма про Сталинградское побоище и закончился позорным отступлением. Редко случается, чтобы открытие фестиваля предопределило все дальнейшее развитие событий. В этом году получилось именно так.

Сталинград в Берлине

"Враг у ворот" - самый дорогой европейский фильм всех времен, целиком снятый в Германии и в основном на немецкие деньги, должен был продемонстрировать всему киномиру возрождающуюся мощь немецких киностудий. Трудно сказать, что заставило французского режиссера Жана-Жака Анно сделать фильм про главную битву второй мировой войны, в которой не участвовали ни американцы, ни британцы, ни тем более французы. Зато точно известно, что определило место съемок. В берлинских пригородах нашлись промышленные руины, которые можно было превратить в разрушенный Сталинград и сравнять с землей, а в самом Берлине - сто с лишним тысяч русскоговорящих жителей, которые за шесть долларов в час (это очень мало) кричали бы "ура!" без акцента. Под эти крики знаменитый русский снайпер деревенский парень Василий Зайцев (Джуд Лоу) ведет поединок с немецким снайпером Кенигом (Эд Харрис) и любит еврейскую девушку, радистку Таню (Рэйчел Вайс), которая его тоже любит, но спит с интеллигентом, политруком Даниловым (Джозеф Файнз), а Никита Хрущев (Боб Хоскинс) бранится и жрет черную икру.

Самым интересным эпизодом этого двухчасового монстра оказалась последовавшая пресс-конференция, на которой Анно объяснил, что у всех героев были реальные прототипы и что истории с поединком и с военно-полевым романом документально подтверждены. Правда, своим еврейским происхождением Данилов и Таня обязаны исключительно дедукции режиссера: согласно теории Анно, в сороковые годы интеллигентами в СССР были только евреи - все остальные образованные люди сбежали за границу.

Изыск с моралью

Второе прокатное название батального шедевра Анно - "Дуэль", и дуэль определила всю дальнейшую интригу фестиваля. Первый выстрел прозвучал сразу же после открытия. Конкурсная программа началась с показа главного претендента на все награды - фильма голливудского режиссера Стивена Содерберга "Траффик" (русские источники называют его также "Контрабанда" или "Наркоторговля"). Этот фильм, насыщенный изощренными визуальными эффектами, рассказывает три истории, почти не связанные между собой, но связанные с нарковойнами на американо-мексиканской границе. Герои всех трех историй имеют одну общую черту - они не замечают очевидного. Простой провинциальный полицейский из Мексики (Бенисио дель Торо) долго не может понять, что главный в стране борец с преступностью, беспощадный генерал Салазар, - сообщник наркобаронов. Довольная жизнью домохозяйка, воплощенное буржуазное благополучие (Кэтрин Зета-Джонс), попивает коктейли в гольф-клубах

У партнеров

    «Эксперт»
    №8 (268) 26 февраля 2001
    Квоты на рыбу
    Содержание:
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама