Удар ниже Мексики

Политика
Москва, 09.04.2001
Китай решил посягнуть на традиционную зону американских интересов - Латинскую Америку

В прошлом году, когда госсекретарь США Мадлен Олбрайт совершала прощальное турне по Латинской Америке, в Панаме произошел казус, который все присутствующие сочли символическим совпадением. Во время посещения г-жой Олбрайт Панамского канала, который в конце 1999 года был передан американцами местным властям, через шлюзы проходил танкер под китайским флагом. За несколько месяцев до этого право на аренду инфраструктуры канала получила гонконгская компания Hutchison Whampoa Ltd., тесно связанная с руководством КНР. Событие это вызвало большой переполох в Штатах, многие политики заговорили о "китайской угрозе на пороге" и "китайской экспансии в Америке".

Клинтоновская администрация всячески пыталась успокоить паникеров - впрочем, как и сами китайцы. Глава Hutchison миллиардер Ли Кашин сообщил, что у него "нет ни единого автомата" и он не может контролировать канал. Тем не менее все говорит о том, что Латинская Америка действительно становится для пекинских лидеров направлением особой важности. В начале апреля председатель КНР Цзян Цзэминь отправился в беспрецедентное двухнедельное турне по региону, во время которого он собирается посетить шесть ключевых государств Латинской Америки. Причем Цзян переговорит с ключевыми фигурами местной политической элиты буквально накануне намеченного на 20-22 апреля Саммита Америк в Квебеке, где главной темой для обсуждения будет стратегически важная для США инициатива Вашингтона - создание Общеамериканской зоны свободной торговли (FTAA).

Причин повышенного внимания к Латинской Америке со стороны китайцев немало. Это один из немногих регионов мира (за исключением, пожалуй, Африки), где китайцы изначально могут выступать с позиции "старших партнеров" по многим направлениям, даже в области технологий. Латиноамериканские страны крайне интересуют Пекин как источник сырья для растущей китайской экономики, а также как объемный рынок сбыта с миллионами потребителей без особых претензий. Проникновение в регион - это и хороший шанс насолить американцам, которые после прихода новой администрации объявили КНР своим главным "стратегическим конкурентом" и демонстративно идут на обострение отношений с Пекином. При этом момент для "броска на Восток" исключительно удобный - США все глубже увязают в своих внутренних проблемах (речь прежде всего идет об экономическом спаде), в то время как в самой Латинской Америке становится все более популярным стремление выйти из-под "опеки США".

Взаимное влечение

Латинская Америка до последнего времени не занимала заметного места в китайской внешнеэкономической политике. Важнейшими торговыми партнерами Китая традиционно были США и Япония. На эти же страны приходилось 86% внешней торговли стран Латинской Америки. Китайцы явно не хотели конфликтовать с японцами и американцами. Отпугивали Китай и повторяющиеся волны латиноамериканских экономических кризисов, последняя из которых началась в 1994 году с девальвации мексиканского песо.

В 1998 году объем торговли КНР со странами региона составлял около 6

У партнеров

    «Эксперт»
    №14 (274) 9 апреля 2001
    Президентское послание
    Содержание:
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама