Леди - с дилижанса?

Экономика и финансы
Москва, 09.04.2001
«Эксперт» №14 (274)
Выход США из Киотского протокола ставит под угрозу торговлю квотами на международном углеродном рынке

Спустя полтора месяца после вступления в должность американский президент Джордж Буш официально объявил о выходе США из Киотского протокола. Этот документ, подписанный в японском городе Киото в 1997 году, определял обязательства индустриальных государств по снижению выбросов парниковых газов, которые, согласно мнению большинства экспертов-климатологов, ответственны за глобальное потепление. Согласно протоколу, к 2012 году США должны были сократить выбросы на 7%, Япония и Канада - на 6%, страны ЕС - на 8%. Россия, пережившая десятилетний спад в экономике, могла частично решить свои финансовые проблемы за счет продажи другим участникам соглашения, прежде всего США, права загрязнять атмосферу Земли.

Откат

Как подытожил пресс-секретарь Белого дома Ари Флейшер, "президент высказался однозначно: он не поддерживает Киотский протокол". Причины приводятся разные: и то, что выполнение обязательств "не в интересах американской экономики", и то, что протокол пока не подписали крупнейшие развивающиеся страны (прежде всего Индия), где промышленное производство растет и, как следствие, увеличиваются выбросы в атмосферу. Правда, эти доводы известны давно. Фигурировали они и на переговорах в Киото. Но, несмотря на это, протокол был подписан. В чем же дело?

Мировая "борьба с потеплением" официально началась в 1992 году на глобальном саммите по охране окружающей среды в Рио-де-Жанейро, где была подписана Рамочная конвенция ООН по изменению климата (РКИК). Особых трений при подписании не было, поскольку конвенция - документ общего характера, отражающий лишь благородные намерения стран. Конфликты обозначились позже, когда дело дошло до конкретных обязательств - кому, насколько и каким образом снижать эмиссию парниковых газов, в первую очередь углекислого. Были запланированы переговоры по этой проблеме в Киото. И тут началось... Разные страны выступили со своими вариантами решения проблемы выбросов, используя все средства лоббирования.

США предложили "нулевой вариант" - стабилизацию эмиссии вместо ее снижения. При этом Вашингтон настаивал на праве каждой страны сокращать выбросы не у себя дома, а в странах, где удельные издержки на эти цели будут ниже. Или просто покупать квоты на эмиссию в тех государствах, которые уже перевыполнили свои обязательства. Вариант ЕС был куда более радикальным: 15% снижения и энергоакциз вместо торговли квотами (хотя эксперты Римского клуба утверждали, что и это не решит проблему. Сокращать надо процентов на сорок).

При таком разбросе позиций до сих пор непонятно, как удалось подписать внятный документ. Произошло это в основном за счет уступок Соединенным Штатам: общую планку снизили до 5,2%, а также ввели торговлю квотами и совместное выполнение обязательств по Киотскому соглашению.

Так был заложен фундамент для функционирования мирового углеродного рынка, объемы которого на ближайшее будущее оцениваются в сотни миллиардов долларов. Одна Россия до 2012 года теоретически могла бы заработать до 100 млрд долларов, пустив в продажу те тон

У партнеров

    «Эксперт»
    №14 (274) 9 апреля 2001
    Президентское послание
    Содержание:
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама