125 маленьких мэров

Политика
Москва, 09.04.2001
«Эксперт» №14 (274)

На прошлой неделе мэр Москвы Юрий Лужков внес в городскую Думу проект нового устава города, которым предусматривается ликвидация мэрии (все вопросы будет решать правительство Москвы), а вице-мэр будет не избираться, как сейчас, а назначаться. Эти изменения внесены под давлением центральной власти, которая требует привести местное законодательство в соответствие с федеральным.

Однако ликвидацией мэрии дело, видимо, не ограничится. Верховный суд РФ недавно вынес постановление, в котором содержится требование изменить городской Закон о районной управе. Согласно Конституции России (ст. 12), местное самоуправление не является органом государственной власти, а в столице до последнего времени главы районных управ назначались по представлению мэра и им же снимались с должности. Верховный суд запретил мэру предлагать кандидатуру для избрания главы районной управы, отстранять его от дел и отменять его решения.

Так закончилась тяжба, начатая группой молодых граждан, входящих в движение "Первое свободное поколение", которое действует под присмотром старших товарищей из СПС. "Свободное поколение" заметило несоответствие местного и федерального законодательства, обратилось в Мосгорсуд и выиграло дело. Мэр подал апелляцию в Верховный суд, но высшая судебная инстанция только подтвердила решение городского суда.

Теперь все 125 районных управ Москвы получили статус самостоятельных муниципальных образований. объем их полномочий и предметов ведения уточняется. Все, конечно, будет зависеть от принципов формирования местных бюджетов. Как сказал в беседе с корреспондентом "Эксперта" председатель комиссии Мосгордумы по организации власти и развитию самоуправления Владимир Плотников, "вместе с передачей полномочий из городского бюджета будут поступать и деньги, и полномочия будут исполняться ровно на ту сумму, которая будет передана сверху. Скажем, на ремонт скольких крыш будет отпущено средств, столько и отремонтируют. А уж какие именно необходимо ремонтировать крыши - решать местным властям. В сущности, подобное самоуправление не будет отличаться от самоуправления в большинстве российских муниципальных образований, где мэры часто оказываются перед выбором - платить зарплату или отапливать помещение".

Однако пока основная сложность заключается не в этом. А в том, что в части полномочий глава местного самоуправления останется подотчетен городу, а в другой части - местным выборным органам. Именно Мосгордуме в ближайшее время предстоит приводить в соответствие московское и федеральное законодательство, и пока депутаты не знают, как это сделать.

Тем временем продолжаются споры о том, стоило ли затевать подобные реформы в Москве. Обычное муниципальное образование (город, район) обладает собственной системой жизнеобеспечения, а в мегаполисе районы слишком тесно связаны друг с другом. Не может быть районного транспорта, районного водопровода, сложно представить себе даже замкнутую систему здравоохранения. Из-за этого районы имеют гораздо меньший спектр вопросов местного ведени

У партнеров

    «Эксперт»
    №14 (274) 9 апреля 2001
    Президентское послание
    Содержание:
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама