По ту сторону нефти

Международный бизнес
Москва, 09.04.2001
«Эксперт» №14 (274)
Нефтяные гиганты уходят на энергорынок, завещая свои лидирующие позиции компаниям "второго эшелона"

Добыча и переработки нефти - "грязный бизнес", поскольку загрязняет окружающую среду. Всем это давно известно, но сегодня громче всех об этом говорят лидеры отрасли - например British Petroleum (BP). Недавно компания решила продать часть своей мировой сети бензоколонок, насчитывающую около 28 тыс. станций. Изменения затронули и такие "вечные ценности", как логотип компании и название. Теперь BP предпочитает называть себя Beyond Petroleum - "после нефти". Идеями BP заразились и другие: англо-голландская Royall/Dutch Shell объявила, что начинает сокращать свою сеть АЗС.

Представители обеих компаний утверждают, что в долгосрочной перспективе (двадцать лет и более) они собираются работать с альтернативными источниками топлива и энергии - природным газом, ветром, водой и солнечной энергией. Для них это новый бизнес, потенциально более доходный и чистый. От нефтедобычи и переработки гиганты полностью отказываться не намерены, однако "грязные производства" продают своим меньшим собратьям по цеху, постепенно те займут лидирующие позиции на старых рынках.

Так, в конце зимы топливный рынок США пополнился новым крупным игроком. Компания Phillips Petroleum купила за 7,9 млрд долларов крупнейшую независимую нефтеперерабатывающую компанию Соединенных Штатов - Tosco. После этого Phillips стала вторым по величине нефтепеработчиком США, а новая единая сеть автозаправок Phillips будет охватывать теперь 47 штатов. Интересно, что Tosco и Phillips последние годы росли как раз на тех активах, которые продавали крупные нефтяные компании, прежде всего BP.

В "традиционную" электроэнергетику нефтяные компании особо не втягиваются, пытаясь разрабатывать собственные ниши. "Нефтяная компания, конечно же, способна построить ТЭС на основе старого НПЗ, который нужно закрывать, но вряд ли сегодня она будет заниматься строительством традиционных электростанций", - считает Алексей Савченко. Конечно, нефтяным компаниям куда как выгоднее осваивать новые источники. "Довольно давно у нас в компании было создано подразделение, занимающиеся солнечной энергией, - BP Solar. Сейчас это одна из крупнейших энергокомпаний, которая контролирует двадцать процентов мирового рынка солнечной энергии, - говорит аналитик BP Дэвид Николас. - Пока рынок этот невелик (доход от продажи нефти в 2000 году составил сто шестьдесят миллиардов долларов, а доходы BP Solar - двести миллионов), но мы лидируем на нем. Но этот рынок растет очень быстро: на двадцать-тридцать процентов в год по сравнению с двумя-пятью процентами для традиционных ресурсов". То же самое говорят и в Международном энергетическом агентстве. "Будь это ветер, солнце или геотермальные источники, везде рост рынка - двадцать-тридцать процентов в год. Такими темпами уже через пять-десять лет альтернативные источники будут давать нам от трех до пяти тысяч мегаватт электроэнергии - это мощность пяти АЭС", - утверждает Рик Селлерс.

Переключаясь на новые сферы деятельности, BP и другие лидеры неизбежно снижают или консервируют свое присутствие на

У партнеров

    «Эксперт»
    №14 (274) 9 апреля 2001
    Президентское послание
    Содержание:
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама