Путеводитель по зонам ответственности

Тема недели
Москва, 09.04.2001
Путин говорил, как топ-менеджер, который ищет внутренние ресурсы для развития вверенной ему корпорации

Размытость зон ответственности, пересечение и дублирование полномочий, некомпетентность линейных менеджеров, отсутствие стимулов к производительной работе, раздутые непроизводственные расходы, непрофильные активы... Таков далеко не полный перечень требующих одновременного решения проблем, с которыми сталкиваются обычные кризис-менеджеры, - разумеется, после того, как снята угроза непосредственного банкротства доставшихся им компаний. Похоже, приблизительно в такой шкуре ощущает себя президент Российской Федерации Владимир Путин.

"Дезинтеграция государства (читай: непосредственного банкротства. - 'Эксперт'), о которой говорилось в предыдущем послании, остановлена", - констатировал он во первых строках своего обращения к Федеральному собранию. И тем самым отчитался за проделанную на протяжении первого года своего президентства работу. Предлагаем согласиться с этой оценкой - и потому, что она представляется достаточно справедливой, и потому, что ретроспекция - это последнее, что интересует общественность в программных заявлениях. Интересно, что будет дальше.

А дальше, по словам президента РФ, он будет делать "консолидированную и эффективную власть".

Структура власти

В этой сфере предполагается решить четыре взаимоувязанные задачи. Во-первых, считает Путин, нужно четко - федеральными законами - разграничить предметы ведения и полномочия между федеральным и региональным уровнями управления. С президентской оценкой того, что сегодня это "потенциально конфликтное поле", вряд ли кто-то станет спорить. Возьмем в качестве примера социальные услуги. "Каждый гражданин нашей страны должен точно знать, что именно он имеет право бесплатно получить от федеральной власти, что - от региональной, а за что должен заплатить сам", - утверждает Владимир Путин. Сейчас дело обстоит очевидно иначе.

Во-вторых, нужно навести порядок в системе территориальных структур федеральных органов власти, которые сегодня "финансово и организационно слабы, дублируют деятельность региональных органов и не в состоянии выполнять подчас даже контрольные функции". Чистая правда, особенно неприятная федеральному чиновничеству, поскольку, если считать по головам, "федералов" на местах набирается больше, нежели собственно региональных чиновников.

В-третьих, наведения порядка требуют и межбюджетные отношения. "Четкое распределение ресурсов и налоговых поступлений, - считает Путин, - это вопрос ответственности и эффективного исполнения взаимных обязательств со стороны различных уровней власти". И вновь трудно не согласиться. Стоит добавить одно: действующий президент РФ впервые за долгие годы вспомнил о том, что "важнейшей частью бюджетной системы страны являются бюджеты муниципальных образований". И всем надоевшая борьба между мэрами и губернаторами регионов - это именно "конфликты бюджетов", в результате которых средства "далеко не всегда используются эффективно и по назначению".

В-четвертых, нужно придумать процедуру специального финансового управления "высокодотационными субъектами РФ". Судя

У партнеров

    «Эксперт»
    №14 (274) 9 апреля 2001
    Президентское послание
    Содержание:
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама