Какой праздник без музыки

Культура
«Эксперт» №16 (276) 23 апреля 2001

Музыканта Гарика Сукачева большой кинематограф манил давно. Он мечтал о том, что однажды выйдет на съемочную площадку и крикнет: "Мотор!" Он дебютировал как актер в 1998 году в фильме "Шаг". Потом были "Защитник Седов" и "Затерянный в Сибири", "Пустельга" и "Роковые яйца" и еще несколько ролей. С режиссурой оказалось сложнее. Несколько лет Сукачев носился с проектом "Дом восходящего солнца", но так и не нашел понимания у инвесторов. И наконец, три года назад он снял свой первый полнометражный фильм "Кризис среднего возраста". Кинокритику фильм не вдохновил, но в среде поклонников Сукачева-музыканта видеокассеты с саундтреком в придачу разошлись неплохо.

Премьера нового фильма Гарика Сукачева "Праздник" преподносится как событие прямо-таки всенародной значимости. Она пройдет 8 и 9 мая в ГЦКЗ "Россия" и будет сопровождаться концертом самого Сукачева и Петра Тодоровского (режиссеры споют фронтовые и народные песни). В числе приглашенных гостей, сказано в пресс-релизе, ветераны ВОВ, Афганистана и Чечни, представители творческой интеллигенции, члены правительства РФ, депутаты Госдумы, члены правительства Москвы. Все они увидят фильм о том, как 22 июня 1941 года жители одной деревушки празднуют день рождения пятилетней Насти, но наутро приходят фрицы, и счастливая спокойная деревенская жизнь меняется в известную всем сторону. Поскольку фильм этот про святое (без всякой иронии), то как-то неудобно упрекать его в некачественности. Однако желание снимать кино и умение это делать - вовсе не одно и то же. Надо заметить, что отображение людей среднего возраста, их страданий и мечтаний, зависаний по клубам с непременным ЛСД и работы на "скорой помощи", режиссеру Сукачеву удалось лучше, чем рассказ о трагедии войны. Несмотря на то что история "Праздника" отчасти автобиографична, фильм демонстрирует набор типичных представлений режиссеров средней руки о том, как должна выглядеть картина на заданную тему. Тут вам и солнечные блики на реке, и счастливое семейство, и тосты за победу коммунизма на детском празднике, и дети, спрятавшиеся в лесу, который уже прочесывают немцы...

Теоретически, появление этого фильма - фактор сугубо положительный. Память о войне должна сохраняться в современном кинематографе. Но на практике "Праздник" найдет отклик в душе разве что тех же поклонников Сукачева-музыканта, большинство из которых принадлежит к поколению, не смотревшему "Летят журавли", "Дом, в котором я живу" и "Балладу о солдате".