НТВ-6

Русский бизнес
«Эксперт» №16 (276) 23 апреля 2001
НТВ, скорее всего, останется в тройке российских телевизионных лидеров. Драма теперь разворачивается на ТВ-6

Пока Борис Йордан разбирается с финансовыми "авгиевыми конюшнями" НТВ, Владимир Гусинский и Борис Березовский совместными усилиями (скоординированными или нет - сейчас не так важно) стараются "надуть" капитализацию ТВ-6. И политическую "капитализацию", и настоящую - денежную, поскольку в медиа-бизнесе эти два параметра взаимосвязаны. Теперь и этот телеканал может превратиться в товар, который попытаются продать.

НТВ: пейзаж после битвы

Строго говоря, дым над этим бранным полем рассеялся еще далеко не полностью. Однако масштабы постигшего телеканал бедствия уже более или менее понятны.

Согласно справке, подготовленной акционерами НТВ - "Газпром-Медиа" и Capital Group, в том числе и на основе данных PricewaterhouseCoopers, ОАО "Телекомпания НТВ" находится в состоянии финансового дефолта: "Компания не способна своевременно погашать задолженность из доходов, а также не способна рефинансировать задолженность из других источников". Общий объем убытков НТВ с момента основания превысил 70 млн долларов, убытки привели к образованию отрицательного капитала в размере более 57 млн долларов. Даже в благоприятном с точки зрения динамики рекламного рынка 2000 году убытков от текущей деятельности НТВ составили 8,1 млн долларов.

Кроме того, как выяснилось, у телекомпании нет прав собственности даже на саму торговую марку "НТВ", которая в 1998 году "была передана компании, связанной с некоторыми, но не всеми акционерами НТВ". Надо понимать, какой-то из компаний Гусинского. Неприятно, но, если верить циркулирующей в медийных кругах информации, не смертельно: Гусинский вроде бы передал каналу права на торговую марку в аренду сроком на десять лет. А до 2008 года, как говаривал Насреддин, "либо я умру, либо эмир, либо ишак" - в общем, что-нибудь да случится.

Более острой является проблема содержания, поскольку с канала ушли многие известные журналисты со своими популярными передачами. Это не может не сказаться на рейтинге НТВ, который и до того демонстрировал отрицательную динамику: по данным Gallup Media, с начала 2000 года канал потерял примерно четыре пункта от своей доли в общем телевизионном вещании, уступив их РТР.

Резюмируем: с точки зрения бизнеса НТВ сегодня - это сильно обремененная долгами убыточная компания, теряющая рейтинг. И нынешнему менеджменту компании нужно одновременно решить несколько непростых задач - урегулировать проблему задолженности, обеспечить текущее финансирование, поднять рейтинг и добиться рентабельности, чтобы канал наконец начал работать по нормальным бизнес-законам. Причем времени на все это отведено немного. По мнению специалистов рекламного рынка, пока особенного перемещения рекламы с канала на канал ожидать не приходится: эфир забит на 100%, да и рекламные планы давно сверстаны. Однако осенью, с началом нового делового сезона, ситуация может измениться.

Какие ресурсы для решения этих задач есть у нынешнего менеджмента НТВ? Благосклонность основного акционера, "Газпрома", позволяющая рассчитывать как минимум на существенную рестр

"Ситуация на канале успокоилась", - считает заместитель генерального директора НТВ Рафаэль Акопов

- К нам возвращаются люди, ранее подавшие заявления об уходе, - пока около десяти процентов от ушедших. Это для нас отрадный факт: они услышали призыв не драматизировать ситуацию и вернуться на свои рабочие места. Мы никаких новых наймов не проводим и ждем остальных. Мы хотим хотя бы узнать от них, что они хотят вернуться и начать диалог. Думаю, что на следующей неделе мы увидим уже какие-то знакомые НТВ фигуры.

- Как будет решаться вопрос с НТВ.Ru? Несмотря на конфликт, телеканал давал рекламу сайта. Вы просто предоставляли своим критикам бесплатную рекламную площадь?

- Мы пришли в компанию с лозунгами соблюдения закона и сейчас разбираемся с сайтом. Вполне возможно, что существует какой-то договор, по которому мы их, например, обязаны рекламировать. Мы не удовлетворены контентом, который предоставляет посетителям сайт, и ищем возможность договориться с его администрацией. Если это не получится, то они перестанут получать от нас контент, а мы запустим новый сайт и рассмотрим правовое обоснование приобретения ими доменного имени.

- Какие еще возникают юридические неувязки? Известно, что в документах Регистрационной палаты гендиректором НТВ все это время был не Евгений Киселев, а Олег Добродеев...

- Да, это так. Это показало, насколько неряшливо относились на прежнем НТВ к выполнению разного рода формальностей.

Смешной юридический случай, например, состоит в том, что брэнды большинства программ не защищены патентом. Мы это выяснили и вчера подали заявки на двадцать два брэнда. Пока не буду их называть, поскольку мы еще не получили справку о приоритете.

- Есть ли среди них те брэнды, которые "ушли" вместе с их хозяевами сначала на ТНТ, а затем на ТВ-6?

- Да, есть.

- Гусинский планирует через суд потребовать от телеканала НТВ возврата кредитов, предоставленных холдингом "Медиа-Мост". Что вы будете делать?

- Мы изучаем всю задолженность НТВ, и сегодня к концу дня (интервью было взято в четверг 19 апреля. - "Эксперт") у нас будут все данные по структуре задолженности. Компания НТВ закупала существенное количество программ через структуры, аффилированные с "Медиа-Мостом", поэтому и существует текущая задолженность, я бы сказал, оперативная задолженность компаниям группы "Мост".

- Знаете ли вы что-нибудь о переговорах с Тедом Тернером?

- На данном этапе мы в них не участвуем, но расстроены последними его заявлениями (относительно "переоценки" ситуации. - "Эксперт"). Наверное, у него были основания думать так. Но интерес к приобретению акций НТВ проявляют и другие очень крупные игроки.

- Текущее финансирование НТВ пока будет осуществляться из тех двадцати миллионов долларов, которые Борис Йордан взял в кредит?

- Совершенно верно, потому что нам оставили руины.

- И на сколько этих денег хватит, как вы думаете?

- В начале следующей неделе я бы мог вам сказать это более определенно. Мы хотим реструктурировать нашу задолженность всем кредиторам на одинаковых условиях.

- Как складываются ваши отношения с "мостовской" рекламной структурой "Смарт-медиа"?

- "Смарт-медиа" действовала как рекламный агент для группы НТВ. У нас есть соглашения, мы не можем выйти из процесса, да и не хотели бы этого делать, так как это могло бы разрушить финансовую базу и рекламный рынок для нас. Это более осторожная и долгосрочная стратегия. Единственное, с чем мы разбираемся, это прозрачность финансовой ситуации. Пока у нас нет оценки этой прозрачности.

- То есть, если компания не будет нарушать ваши планы, вы будете работать вместе?

- Да, если не будет рушить наш рекламный рынок и обескураживать рекламодателей.

- Борис Йордан говорил о том, что в сетку будут добавлены развлекательные программы, поскольку на новостях заработать намного сложнее.

- Понимаете, новости ведь для многих граждан - тоже развлечение.

- То есть серьезной смены редакционной политики не будет?

- Нет. Я очень люблю канал Discovery, но на НТВ такого не будет. Он останется общественно-политическим каналом, ориентированным, видимо, на ту же социальную группу. Но вопрос зарабатывания денег действительно стоит.

- И как вы будете их зарабатывать?

- Именно для этого мы, видимо, к первому сентября, будем создавать новую сетку. Раньше не получается, поскольку нужно сделать бизнес-план, а для этого - понять, где "дырит", где наша аудитория, подготовить новые программы с точки зрения и концепции, и продюсирования. Кроме того, в нашей стране принято начинать телевизионный год первого сентября. Так что начнем с новой сеткой, с новым имиджем, с новой графикой.

- Какие у вас отношения с "НТВ-Дизайн"?

- Очень хорошие. Мы остались друзьями.