Мотоцикл с душой и коляской

Русский бизнес
«Эксперт» №17 (277) 7 мая 2001
Три успешных менеджера хотят сделать продукцию богом забытого завода в городке Ирбит национальным достоянием

В начале этого года предприниматель Каха Бендукидзе, глава "Объединенных машиностроительных заводов" (ОМЗ), продал принадлежащий ему Ирбитский мотоциклетный завод ("ИМЗ-Урал"). Точнее сказать, Бендукидзе отдал его за ненадобностью генеральному директору Вадиму Тряпичкину, директору по развитию Илье Хаиту и директору по маркетингу и продажам Дмитрию Лебединскому. Но отдал не за так. В долг. Через пять лет счастливые собственники должны будут вернуть Бендукидзе деньги - несколько миллионов долларов.

По правде сказать, ситуация для менеджеров драматическая. Выполнить условия договоренности с Бендукидзе невероятно сложно, если вообще возможно. Ирбитского завода, когда-то выпускавшего самый популярный в СССР мотоцикл с коляской "Урал", сейчас почти не существует. объемы производства на ИМЗ за последние десять лет упали в 60 раз. Долги предприятия только перед энергетиками составляют более 30 млн рублей. Чтобы расплатиться с Бендукидзе, новым собственникам нужно в короткие сроки превратить нынешнюю "свалку" в прибыльную компанию и сделать мотоцикл "Урал" таким же популярным в стране и на Западе, как водка "Столичная" и автомат "Калашников".

Эта история интересна не только решениями, которые собираются принимать менеджеры. Важен их поступок сам по себе. Похоже, он свидетельствует о весьма важной тенденции: наемные управленцы в России бросают свои спокойные столичные офисы и отправляются в глубинку, чтобы там, рискуя деньгами и репутацией, воплощать в жизнь свои профессиональные амбиции.

Введение в мотоцикл с коляской

Каха Бендукидзе купил ИМЗ в 1998 году. Наверное, гиблый мотоциклетный завод был нужен ему для рекламы. Бизнес г-на Бендукидзе всегда был страшно далек от простого народа. Его машиностроительные заводы выпускали шагающие экскаваторы, дробилки, буровые установки, мельницы и стальные ковальные валки для металлургии, горнодобывающей промышленности и нефтяников. Сам же Каха Афтандилович, как и всякий порядочный российский предприниматель, мечтал, наверное, о взаимной народной любви. И вот три года назад он решил разбавить свой специфический ассортимент популярными мотоциклами "Урал", в колясках которых колхозники большой страны долгие годы возили домой краденое сено и картошку.

На покупку Бендукидзе потратил 5 млн долларов. За эти небольшие деньги Каха Афтандилович получил головную боль в трехстах километрах от Екатеринбурга, в городке Ирбит с населением в 48 тыс. человек, живущим в домах без горячей воды. Долги свежекупленного завода превышали его оборот в шесть раз. В 1998 году завод продал мотоциклов только на 67 млн рублей, а его долг энергетикам и бюджету составлял 380 млн. Из 1200 машин, собранных за полгода, ирбитчане сумели продать 800 штук. Остальные ржавели под открытым сибирским небом. Для того чтобы масштабы трагедии стали понятнее, нужно сказать, что шестью годами раньше на ИМЗ сделали 132 тыс. мотоциклов (см. график 1), - и все они были проданы!

Впрочем, нового собственника это не смутило. Первым делом он сменил руководство завода