Крылья для русского чеболя

Русский бизнес
Москва, 14.05.2001
«Эксперт» №18 (278)
Консолидация блокирующего пакета акций "Аэрофлота" в одних руках может заставить национального авиаперевозчика покупать ненужные ему самолеты

В прошлый вторник российский авиационный рынок потрясло сенсационное известие. Несколько информационных агентств со ссылкой нагазету "Ведомости" сообщили о консолидации владельцами "Русского алюминия" и "Сибнефти", Олегом Дерипаской и Романом Абрамовичем, в своих руках блокирующего пакета акций "Аэрофлота" (контрольным пакетом в 51,17% владеет государство). По оценкам аналитиков инвестиционных компаний, его размер уже близок к 30% от уставного капитала. Но скупка акций продолжается, а цена на них растет рекордно быстрыми темпами - только за последние полторы недели котировки увеличились почти на треть. Все это происходит в преддверии годового собрания акционеров "Аэрофлота", назначенного на 19 мая, которое изберет новый совет директоров авиакомпании. От того, как проголосуют на собрании новые акционеры, во многом будет зависеть дальнейшая стратегия развития "Аэрофлота" и судьба его гендиректора Валерия Окулова.

Взлет "Аэрофлота"

Впервые о массированной скупке акций "Аэрофлота" брокеры заговорили 8 февраля этого года, когда за день в фондовой секции ММВБ акции подорожали почти на 21%. В этот же день на РТС они выросли в цене на 15,6%, до 27,4 цента за акцию, при невиданном для этих бумаг объеме торгов, составившем около 4 млн штук, что в несколько раз больше обычного (другие "голубые фишки" за это время подросли всего на 1-4,5%). Тогда многие брокеры посчитали, что столь бурный взлет котировок аэрофлотовских бумаг вызван массой положительных новостей о деятельности авиакомпании, а заказ на покупку акций сделан либо нынешними топ-менеджерами фирмы, либо каким-то крупным западным инвестором, у которого неожиданно проснулся интерес к нашему крупнейшему авиаперевозчику.

Представители инвестиционных компаний причиной роста акций "Аэрофлота" чаще всего называли его заметно улучшившиеся финансовые показатели. А старший трейдер Пробизнесбанка Андрей Венедиктов решил, что акции авиакомпании растут, так как "Аэрофлот" приступил к строительству нового терминала Шереметьево-3 и начал реализовывать программу выпуска GDR на западных биржах. Эту же гипотезу охотно поддержал и заместитель гендиректора "Аэрофлота" Александр Зурабов, что дало основание некоторым наблюдателем думать, будто бы известный финансист через дружественные структуры сам скупает акции авиакомпании, играя на повышение.

Что ж, определенных успехов в бизнесе "Аэрофлот" действительно достиг. Чистая прибыль авиакомпании по российским стандартам бухучета по итогам 2000 года возросла более чем в 11 раз - со 110 млн рублей до 1,2 млрд (по международным стандартам она составила 15 млн долларов), что связано с оптимизацией сети маршрутов и ростом объемов авиаперевозок. Однако негативных сообщений об "Аэрофлоте", которые надолго бы отпугнули практически любого западного инвестора, было куда больше. Напомним, что в самом начале февраля (то есть непосредственно перед очередным взлетом котировок) вокруг "Аэрофлота" разразился грандиозный скандал. Ряд профсоюзных лидеров, руководители отечественных авиазав

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (278) 14 мая 2001
    Конфликт в красноярске
    Содержание:
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама