Как вести дела в России

Пока лучшие пропагандисты Отечества думают, как бы им улучшить имидж страны в мире, за них эту проблему уже решили иностранные предприниматели. Прямо сейчас они заняты в России крупным, эффективным и цивилизованным бизнесом

"Держи иностранного консультанта!"
Иван Бездомный, сумасшедший поэт

На прошлой неделе консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers опубликовала материалы исследования, по результатам которого выяснилось, что Россия - самая коррумпированная страна на свете. Специальные фирмы, выставляющие кредитные рейтинги странам и корпорациям, квалифицируют Россию как страну с чрезвычайно высокими рисками и неблагоприятным инвестиционным климатом (см. справку на предыдущей странице). Вся западная пресса - как таблоиды, так и вполне респектабельные издания, - сходится во мнении: жить и работать в России нормальному человеку невозможно. Русские непредсказуемы и чреваты дефолтом. В стране зверствуют мафия, бюрократия, пьянство и морозы.

Тем временем те же ведущие мировые консалтинговые компании, что стращают своих клиентов мракобесием нашей далекой северной страны, давно содержат здесь огромные штаты сотрудников, арендуют шикарные офисы. В российских промышленных центрах один за другим открываются первоклассные отели мировых гостиничных сетей по 250 долларов за ночевку. Европейские и американские компании командируют в Россию своих лучших специалистов. Зачем? С ума, что ли, посходили? Горя хотят натерпеться?

Ответ на эти вопросы короток и ясен: басни про ужасных русских не имеют к действительности ровно никакого отношения. Придумывают их и распространяют вполне профессиональные и расчетливые люди, специалисты по PR (точнее, IR, investors relations), движимые циничными интересами. Они исходят из соображений, что, чем труднее страна, тем больше за нее дают денег. Напуганный клиент лучше платит опытному консультанту. Кошмар выгоден и профессиональным инвестиционным институтам - можно покупать подешевле. Хорошо банкам: страшно - значит, большие кредитные ставки и залоги.

Россия, действительно, не альпийские луга, не райские кущи. Тут бюрократы и взятки. Но вот что удивительно. Проведенное нами исследование, социологический опрос топ-менеджеров ведущих мировых корпораций, действующих сегодня в нашей стране, доказывает: Россия - это уникальный шанс сделать большой бизнес.

В исследовании мы пользовались методикой углубленных интервью. Такие интервью похожи на обыкновенные журналистские, но более формализованы. Изучаемая проблема раскладывается на серии вопросов (так называемый гайд, guide), определенным образом отбираются респонденты (в нашем случае это только топ-менеджеры), они квотируются по отраслям (промышленность, торговля, консалтинг, hi-tech) и культурам (североевропейская, южноевропейская, американская, восточная). Собранные интервью стенографируются, обрабатываются (контент-анализ) и используются для выводов об объекте исследования.

В нашем случае мы опросили представителей:

- трех топливно-энергетических компаний; - автомобильного концерна; - электронно-электротехнического концерна; - компании по производству бытовой техники; - двух консалтинговых фирм; - химического концерна; - строительной фирмы; - новой экономики (в сфере Интернета); - банка; - а также ди

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (278) 14 мая 2001
    Конфликт в красноярске
    Содержание:
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама