Всем сестрам брат

Культура
Москва, 14.05.2001
«Эксперт» №18 (278)

Сергей Бодров-младший представил в "Пушкинском" своих "Сестер". В том, какой именно будет рекламная подача его режиссерского дебюта, сомневаться не приходилось. "От создателей 'Брата' и 'Брата-2'" - гордятся рекламные растяжки и щиты. Имея в виду не только режиссера, автора сценария и исполнителя эпизодической роли в одном лице, но и продюсера Сергея Сельянова. Алексея Балабанова рекламщики в виду не имеют, а зря. Во-первых, именно он настоящий создатель кинематографического Бодрова, а не Сергей Бодров-старший, как бы хорошо ни сыграл сын в его "Кавказском пленнике". Косвенным подтверждением чему - недавнее появление младшего в американском фильме старшего The Quickie, не слишком убедительное появление. Во-вторых, "Сестры" по стилю и тону более всего походят на учебные короткометражки Балабанова, снятые им еще в Свердловске и широкой публике неизвестные, а Бодрову наверняка знакомые. Знаком ему и пролетарский опус Александра Баширова "Железная пята олигархии": эпизод с убийством доблестного милиционера негодяями-бандюками явно башировская музыка революции навеяла.. Криминалом, однако, сюжет не перегружен, даром что те же рекламщики интригуют крупным планом: девчушка анфас наводит на нас винтовку с оптическим прицелом. Разборка с братками здесь выступает только сюжетным предлогом для того, чтобы отправить в путь-дорогу двух сводных сестер, восьми и четырнадцати лет. Старшая живет с бабушкой, не избалованная, жесткая, жизнь повидавшая. Младшая, напротив, тепличная. Друг дружку они недолюбливают. Путешествие, им предложенное, в кино имеет жанровое определение "дорожный фильм". В идеале герои такого фильма вступают в отношения со средой, которая "проявляет" их (частные характеры, нравы, судьбы), а они, в свою очередь, ее (наши общие обстоятельства места-времени). Задача не из самых простых, особенно для дебюта, и Бодрову в первую очередь спасибо за попытку - не сказать чтобы во всем удавшуюся. Девчоночьи характеры намечены занятно, но только намечены. Со средой проблемы посерьезнее: автору явно не хватает зоркости, жадности до мелочей. Сценарий более похож на талантливый эскиз, нежели на выверенную гармоничную конструкцию: за некоторыми эпизодами словно слышится реплика для себя "здесь должно произойти примерно вот это". Такая эскизность не била бы в глаза, если бы не стилистический разлад между драматургией и "картинкой" оператора Валерия Мартынова. Она по природе своей - другая, рациональная, открытому чувству чуждая. История, которая рассказывается, вынуждена сквозь нее продираться. Что, впрочем, ей зачастую удается.

В одном из эпизодов цыганенок дает ценные указания юной героине, как той следует играть на скрипке, чтобы прохожие раскошелились. "Я на такой не могу, фальшиво выйдет", - хнычет девочка. "Главное, не чтоб правильно, а чтоб с чувством", - наставляет чумазый учитель жизни. Кажется, Бодров с этой установкой согласен. И в известном смысле сумел ей соответствовать.

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (278) 14 мая 2001
    Конфликт в красноярске
    Содержание:
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама