Станет ли Москва прозрачней

Экономика и финансы
Москва, 14.05.2001
«Эксперт» №18 (278)

Группа советников столичных управ, состоящая из неформально объединившихся представителей "Яблока", СПС, КПРФ и "Единства", планирует внести в Мосгордуму ряд поправок в устав Москвы. Изменения связаны в основном с предстоящим преобразованием статуса столичных районов. Все 128 районов были в начале 90-х годов объявлены "внутригородскими муниципальными образованиями", но никаких реальных прав не получили, что связано со стремлением московских властей сконцентрировать в своих руках все бюджетные потоки столицы. И эта цель была достигнута. В прошлом году только бюджет Москвы составил 200 млрд рублей, а это почти одна пятая федеральной казны. Большинство российских регионов имеют бюджет на два порядка меньше московского. Теперь столичные районы стремятся расширить свои финансовые права. Если поправки в устав города будут внесены, объем денежных средств, ныне находящихся в ведении городских властей, может уменьшиться примерно на одну четверть.

Помимо поправок организационного и юридического характеров на уровне устава предполагается существенно расширить понятие обязательств города как органа власти. Расширительная трактовка долга города включает в себя привлеченные коммерческие кредиты, полученные бюджетные ссуды, эмитированные ценные бумаги, выданные гарантии и поручительства, авалированные векселя, договоры финансового лизинга, кредиторскую задолженность, задолженность, возникшую вследствие решений судебных органов. В случае принятия данного дополнения в устав госдолг Москвы, составлявший, по официальным данным, на 1 марта 2001 года 55,5 млрд рублей, может увеличиться, по нашим оценкам, на 40%.

Предлагается обязать исполнительную власть ежедневно публиковать сведения о размере и структуре госдолга Москвы. Похожее обязательство (ежедневная публикация сведений о стоимости чистых активов и одного пая) существует применительно к открытым паевым инвестиционным фондам, которые вполне успешно с ним справляются. В уставе будет закреплено положение о том, что в бюджете города не может быть секретных статей расходов, а сам бюджет должен публиковаться в максимально подробном виде. С этой же целью закрепляется обязанность всех без исключения получателей бюджетных средств предоставлять любые сведения, запрашиваемые Контрольно-счетной палатой Москвы.

Предлагается ввести в доходах и расходах бюджета учет налоговых льгот. Это означает, что общественности станет известно, по каким налогам и в какой сумме будут недополучены доходы и какую конкретно выгоду получит та или иная коммерческая или бюджетная организации.

Предполагается, что неутверждение отчета об исполнении бюджета станет основанием для автоматических кадровых изменений среди высших должностных лиц. А основанием для автоматического неутверждения отчета станут нарушение параметров Закона о бюджете, прирост кредиторской задолженности, нарушение сроков и объемов перечисления трансфертов муниципалитетам. Если учесть, что кредиторская задолженность не всегда управляема, такое дополнение в устав может стать край

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (278) 14 мая 2001
    Конфликт в красноярске
    Содержание:
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама