Трудоемкий подсчет

Культура
«Эксперт» №19 (279) 21 мая 2001
Театральные продюсеры убеждены, что года через два антреприза станет прибыльным бизнесом

Для начала немного статистики. В 2000 году в Москве отыграли свои спектакли два десятка театральных агентств, товариществ, центров и прочих антреприз. Вместе они выпустили двенадцать премьер. А если к премьерам добавить старые постановки, то получится, что весь продюсерский театр вместе взятый дает 25-30 представлений в месяц. Примерно столько же спектаклей ежемесячно играет любой отдельный "академический" театр.

При таком соотношении едва ли стоит говорить о конкуренции антрепризы с бюджетными труппами. Однако нельзя не признать: антреприза прочно заняла свою нишу в структуре театрального рынка, став частью индустрии досуга. Радостей для искушенного зрителя она предлагает немного, достойные постановки можно пересчитать по пальцам: "Старосветская любовь" (Продюсерская компания Анатолия Воропаева), "Железный класс" ("Арт-Партнер XXI"), "Коллекция Пинтера" (агентство "Арт-Мост"). Критики в последнее время все реже посещают антрепризные премьеры. Но количество проданных билетов не слишком зависит от их мнения.

Смена лидеров

В последние годы произошло заметное обновление действующих лиц. Почти никому из тех, кто определял антрепризный пейзаж в начале и середине 90-х, не удалось сохранить ведущих позиций к 2001 году. Причин хватает: не сразу сформировавшаяся система проката, август 1998 года, но главное - печальное обстоятельство, обозначившееся задолго до этого: изыскивать деньги на постановки стало все труднее. Хорошо, если средства на новый спектакль удавалось заработать с продажи билетов. Однако в большинстве случаев премьеры выпускались на разнообразные кредиты и займы, каковые потом предстояло возвращать. Когда же источники финансирования сократились в числе, сократилось и количество спектаклей.

В результате больше двух лет не выпускало премьер агентство "Богис", чьи спектакли - "Башмачкин" и "Нижинский" - в начале 90-х стали крупными театральными событиями. Их прокатная судьба оказалась печальной и подтвердила простую истину: массовый зритель не готов платить за высокохудожественные идеи. Руководитель "Богиса" Галина Боголюбова признается, что речь о возврате спонсорских денег (во всяком случае в последнее время) даже не идет: она никогда и не рассматривала театр как бизнес, руководствуясь исключительно творческими интересами.

Леонид Трушкин сиих светлых устремлений лишен, но даже стопроцентная конъюнктурность вкупе с имеющимся стационарным помещением не позволяют регулярно обновлять репертуар. Последняя премьера Театра Антона Чехова - "Цена" по Артуру Миллеру - вышла в декабре 1999-го, а до того новинок не обнаруживалось два сезона кряду. Окончательно переместился на "бюджетную" сцену и Давид Смелянский. Последние драматические проекты возглавляемого им Российского государственного театрального агентства сделаны в партнерстве с репертуарными театрами - МХАТом им. Чехова, "Ленкомом", "Et cetera". Лидеры 90-х не озабочены стратегическим развитием бизнеса. Чего не скажешь о людях сегодняшнего дня.

Самая крупная компания - у Анатолия Воропаева. За