Шкала надежности

Спецвыпуск
Впервые в России страховые компании получат комплексную оценку надежности - рейтинг

Как узнать о надежности страховой компании? Если задать этот вопрос иностранцам, то можно не сомневаться, что ответ будет лаконичным. Вам скажут, что необходимо просто посмотреть на ее рейтинг. Aaa, AAA или A++ - удивительно, но этой информации американцу или европейцу вполне достаточно для того, чтобы заключить со страховой компанией договор и спать спокойно. И не надо изучать основы финансового анализа и копаться в отчетности страховщика. Не надо искать благодарные или критические отзывы клиентов, допытывать менеджера, в какие ценные бумаги страховая компания размещает страховые резервы и кто и на каких условиях перестраховывает ее риски. Все это уже сделали профессионалы - сотрудники рейтинговых агентств.

Наши реалии

В России навести справки о надежности страховщика куда сложнее.

Первое, что приходит в голову, - воспользоваться советами знакомых. Можно, но практически бесполезно. Ведь страхование - продукт, имеющий "отложенную" ценность. Его качество можно узнать лишь через несколько месяцев, а чаще - лет после заключения первого договора. Рекомендуя ту или иную компанию знакомым или партнерам по бизнесу, человек, как правило, ориентируется на субъективные впечатления о внимательности персонала, богатстве офиса и стоимости страховки. Согласитесь, подобные данные характеризуют надежность страховщика лишь очень косвенно.

Официальной информации на страховом рынке практически нет. Департамент страхового надзора охраняет отчетность страховщиков, как государственную тайну. Информация о "болезни" страховщика выходит за пределы этого ведомства только тогда, когда больной уже давно мертв. Баланс и отчет о прибылях и убытках страховщики обязаны публиковать в средствах массовой информации, однако зачастую они умудряются сделать это так, что найти эту информацию практически невозможно.

Радиоэфир и пресса заполнены рекламой "самых надежных страховщиков", предлагающих купить у них полисы "по самым низким ценам". В рамках аналитических обзоров, публикуемых у нас в "Панораме страхования" и некоторых других изданиях, возможно осветить лишь некоторые основные показатели страховых компаний, рассказать о предлагаемых ими условиях, предупредить о возможных тонкостях договоров страхования. Но этого явно недостаточно.

Их опыт

Рейтинговых агентств в мире не так много. Всемирное признание в области страхования имеют всего пять: A. M. Best Co., Duff & Phelps, Moody`s Investor Service Inc., Standard & Poor`s Corp. и Weiss Research Inc. Применяемые ими методики различны, но принцип работы одинаков. Так, в ходе исследования любое агентство анализирует как количественные, так и качественные показатели деятельности страховой компании и использует не только точные методики вычислений, но и экспертные оценки специалистов. Результатом работы рейтингового агентства является присвоение компании определенного класса надежности (см. "Международные рейтинги").

Крупнейшие интернациональные страховые компании предпочитают получать рейтинги сразу в нескольких рейтинговых агент

Международные рейтинги

Рейтингам доверяют во всем мире, от их снижений и повышений зависят судьбы компаний. При этом статистика показывает, что подобное отношение к рейтинговым агентствам не напрасно. Они заслужили это. Доказательство - соответствие рейтингов, выставленных двумя ведущими агентствами, и статистики банкротств страховщиков.

A. M. Best Co. Анализ данных за 1990-1999 годы. За это время в течение трех лет после присвоения рейтинга неплатежеспособными становились 0,02% компаний, которым был выставлен рейтинг A++ или A+, 0,2% компаний с рейтингами A, A- и 0,5% компаний с рейтингами В++, В+. При этом за трехлетний период в среднем по мировому рынку разоряются 0,9% страховщиков. Среди непрорейтингованных страховых компаний, а также компаний, имеющих рейтинг В и ниже, этот показатель практически втрое больше - соответственно 2,4% и 2,2%.

Standard & Poor`s Corp. Анализировался десятилетний период. К 1997 году разорились 42,7% страховых компаний, имевших в 1987 году рейтинг CCC, 25,6% - В, 15,7% - ВВ и только 3,7% - ВВВ, 1,8% - A, 1,0% - AA и 1,1% - AAA.

О методике рейтинга надежности страховых компаний "Эксперт РА"

Рейтинг характеризует способность компании своевременно и полно выполнять свои обязательства перед клиентами. Выделены два компонента в анализе деятельности компании - платежеспособность по действующим полисам страхования и финансовая устойчивость, то есть перспективы выполнения вновь возникающих обязательств с учетом изменений в экономической среде.

Платежеспособность оценивается стандартными методами финансового анализа, естественно, модифицированными с учетом специфики деятельности наших страховщиков. При этом анализируются не только "открытые" формы отчетности страховых компаний, но и данные, содержащиеся в иных формах, сдаваемых страховщиками в департамент страхового надзора, налоговые органы и Госкомстат РФ.

Финансовая устойчивость страховой компании определяется на основе построения математической модели для малоформализуемых факторов. Многолетние исследования страхового рынка, осуществленные специалистами рейтингового агентства "Эксперт РА", позволили среди факторов выделить основные, оказывающие наибольшее влияние на надежность компании. Это размер компании, внешние факторы устойчивости, сбалансированность страхового портфеля, развитость и устойчивость клиентской базы, перестраховочная политика компании, сбалансированность финансовых потоков, инвестиционная политика и стратегия, состояние филиальной сети, срок работы компании на рынке и ее деловой потенциал, а также возможность принятия рисков. Столь подробный анализ требует раскрытия страховщиком не только всех форм отчетности, но и большого объема дополнительной информации о заключенных договорах, клиентах, учредителях и партнерах-перестраховщиках.

Очевидно, что ни один из перечисленных факторов невозможно представить в виде одного формального показателя или коэффициента. Поэтому в рамках анализа каждого из них исследуется несколько показателей, по каждому из которых устанавливаются три интервала его влияния на надежность компании (позитивное, нейтральное или негативное влияние). Как правило, показатели компании сравниваются с показателями, статистически рассчитанными для российского страхового рынка. Аналогичным образом, путем объединения индексов, рассчитанных для соответствующих показателей, определяется влияние каждого из факторов на надежность страховщика. Позитивная сторона такого подхода заключается в том, что он лучше всего соответствует практике рыночной конкуренции, когда деятельность конкретного оператора рынка представляет интерес именно в сравнении с деятельностью остальных операторов.