Самолет для ближнего космоса

Повестка дня
«Эксперт» №19 (279) 21 мая 2001
На прошлой неделе руководство корпорации Boeing объявило о завершении первого этапа реализации программы создания беспилотного гиперзвукового космического самолета многоразового использования - X-40A.

Этот проект, стартовавший в 1999 году по инициативе NASA, предусматривает производство целой серии летательных аппаратов. Помимо X-40A уже выпущена его увеличенная точная копия X-37 (в масштабе 85:100), а совсем скоро появится и самолет X-43A.

Этот лайнер - самый маленький в серии. Если X-37 имеет длину 8,4 м при размахе крыла 4,6 м, то X-43A почти вдвое меньше. По замыслу разработчиков проекта, X-40A на высоте 4,5 км будет сбрасываться с борта вертолета "Чинук", после чего в автоматическом режиме совершит посадку как обычный самолет. Таким образом будут проверены параметры динамики полета на низкой скорости в условиях земной атмосферы, которые затем будут учтены при совершенствовании X-37. В перспективе такой летательный аппарат будет сбрасываться с бомбардировщика B-52 на высоте 7 км, после чего ракетный ускоритель "Пегас" поднимет его на высоту 30 км, и там, после отстрела "Пегаса", X-37 разовьет скорость до 25 Мах (1 Мах - скорость звука в стратосфере, равная примерно 295 м в секунду).

По словам Рэнди Хейна, директора проекта X-37 корпорации Boeing, этот самолет сможет оставаться в космосе в течение 21 дня, а технологии, использованные при его создании, могут найти применение как в гражданской, так и в военной областях. По мнению г-на Хейна, сфера их внедрения широка - от проведения ремонтных работ на спутниках, находящихся на орбите, до создания ракетоносителей многоразового использования. Предполагается, что свой первый полет в стратосфере X-37 совершит уже в 2004 году. По мнению некоторых экспертов, эта программа обойдется NASA и Boeing примерно в четверть миллиарда долларов. А вот пилотируемый гиперзвуковой лайнер появится не раньше чем через десять лет и потребует как минимум 30-40 млрд долларов инвестиций. Именно такой прогноз дал глава Boeing Филип Кондит в своем интервью нашему журналу (см. "Эксперт" N15 за 2001 год).