Царское дело

Спецвыпуск
Москва, 02.07.2001
«Эксперт» №25 (285)
Внедрить ERP-систему способен только руководитель компании. Без его участия проект растянется, подорожает и в конце концов останется невостребованным

Пожалуй, все мы уже смирились с тем, что автоматизация управления компанией неизбежна. Утверждение о том, что без автоматизации не выдержать конкурентной борьбы, давно доказано опытом западного бизнеса и стало банальностью. Но вот что странно: менеджеры, ради которых эта самая автоматизация осуществляется, зачастую крайне смутно представляют ее возможности. Нет, почти каждый довольно уверенно попытается объяснить: интеграция, мол, контроль, снижение издержек... И еще десять-пятнадцать штампов, оторванных от жизни. А более глубокие сведения отошлют получать у компьютерщиков.

С компьютерщиками же на эту тему говорить-то надо как раз в последнюю очередь. В этом мы окончательно убедились, когда наивно попытались сделать рейтинг ERP-систем, дабы дать читателям возможность сориентироваться в десятках брэндов. Один очень квалифицированный специалист, вооружившись многотомным исследованием компании "МетаСинтез", с жаром рассказывал, чем одна система отличается от другой. Динамические области, поля для непрерывных параметров и тому подобное - простому смертному этого не переварить. А значит, не понять и степень полезности всех этих премудростей.

Пришлось отказаться от идеи рейтинга. Тем более что предварительное исследование показало, что автоматизация управленческих процессов слишком многогранна, чтобы все системы выстроить в затылок друг другу. Эта задача сродни спору о преимуществах Mercedes и BMW. При автоматизации, как и при выборе системы, необходимо понять свои потребности, возможности, предпочтения и только после этого заниматься сопоставлением вариантов.

Поэтому вместо ранжирования мы решили попытаться ответить на довольно наивные вопросы: как и при каких условиях способны эти пресловутые ERP-системы помочь отечественному бизнесу.

Для ответа на эти вопросы пришлось провести исследование, в ходе которого были проинтервьюированы несколько десятков топ-менеджеров из компаний-поставщиков ERP-систем, консалтинговых компаний и, конечно же, компаний, уже имеющих опыт внедрения этих систем у себя.

Мимо менеджера

Для начала мы попытались выяснить причины неудач (что греха таить, пока отрицательного опыта больше, чем положительного). И выяснили, что основная причина неудач внедрения ERP-систем в России кроется в том, что менеджеры не участвуют в проекте. Это звучит довольно странно, если учесть, что ERP-система призвана дать информацию именно управленческого характера.

Исторически сложилось несколько путей, которыми ERP-системы попадают на предприятия. Во-первых, через собственные отделы АСУ, через отделы информационных технологий и т. п. Если такая организационная единица в компании сильна и многолюдна, то она заинтересована увеличить собственную влиятельность. Оправдывая свое существование, она вносит посильный вклад в удорожание и усложнение технологической инфраструктуры. При таком развитии событий директор изначально считает внедренческий проект делом АСУшников и даже не думает вникать в него. Те, в свою очередь, обращают больше внимания на технолог

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (285) 2 июля 2001
    Папа на украине
    Содержание:
    Отпущение грехов

    Вокруг визита главы католической церкви Иоанна Павла II на Украину было слишком много суеты

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Спецвыпуск
    Реклама