Элементарное ничтожество

Наука и технологии
Москва, 02.07.2001
«Эксперт» №25 (285)
Серьезная недостача частиц, извергаемых Солнцем, наконец-то обнаружена

В середине июня ученые из Нейтринной обсерватории Садбери (SNO, провинция Онтарио, Канада) объявили о том, что им наконец удалось найти решение проблемы, более тридцати лет мучившей физиков-теоретиков (и в не меньшей степени их коллег-астрофизиков), - раскрыта "тайна нехватки солнечных нейтрино". Представленные канадско-американско-английской группой исследователей данные о результатах детектирования потоков нейтрино, испускаемых из недр Солнца, позволяют с достаточно высокой степенью вероятности утверждать, что главная причина "нейтринного дефицита" - нейтринные осцилляции, или периодические превращения одного типа нейтрино в другой в процессе "путешествия" этих частиц к Земле.

По словам Арта Макдоналда, руководителя проекта SNO, "результаты наших измерений в сочетании с данными, полученными в последние годы другими международными командами исследователей, показывают, что суммарное число нейтрино, производимых Солнцем, в точности соответствует теоретическим расчетам астрофизических моделей солнечной активности". Но если с "соляристикой" все в порядке, то для другой респектабельной дисциплины - теории элементарных частиц - канадские эксперименты представляют серьезную опасность, так как из них следует, что нейтрино обладают ненулевой массой покоя, что противоречит так называемой стандартной модели - наиболее распространенному сейчас варианту описания процессов, происходящих в микромире.

Среднее сохранение энергии

Нейтрино - мельчайшая электрически нейтральная элементарная частица, проявляющая себя только в слабом взаимодействии. Сегодня физики-теоретики уверены, что в природе существуют три типа нейтрино: электронное, мюонное и тау-нейтрино (последнее не обнаружено до сих пор).

В результате термоядерных реакций, протекающих внутри Солнца, образуется огромное количество электронных нейтрино, интенсивность потока которых у поверхности Земли должна составлять, согласно теоретическим расчетам, около 64 млрд частиц в секунду на 1 см2. Однако результаты замеров на многочисленных нейтринных детекторах, созданных физиками за последние три десятилетия в самых экзотических местах нашей планеты (в глубинах Мирового океана, подземных шахтах и даже под толщей антарктического льда), до сих пор значительно расходились с теоретическими предсказаниями: нехватка солнечных нейтрино составляла от 30% до 50% от расчетной величины.

Озадаченные ученые предлагали различные объяснения этого феномена, но после жарких и достаточно продолжительных дискуссий в качестве основной версии было выдвинуто предположение, что по пути следования электронных нейтрино от Солнца к Земле происходит их переход прежде всего в мюонное нейтрино, которое вплоть до ввода в действие в апреле 1999 года ультрасовременной детектирующей обсерватории в Садбери практически не поддавалось обнаружению.

Гипотеза о существовании нейтрино возникла благодаря открытию в 90-х годах XIX века явления радиоактивности. На базе осмысления многочисленных экспериментов физики пришли к выводу о существовании в прир