Время уклоняться от объятий

Тема недели
Москва, 02.07.2001
«Эксперт» №25 (285)
Русская Православная Церковь холодно отнеслась к приезду Иоанна Павла II на Украину. Российская прогрессивная общественность холодно отнеслась к этому жесту РПЦ

Визит главы католической церкви Иоанна Павла II на Украину завершился. Событие это было многослойное, и оценивать его можно по-разному. Одно дело - рассматривать папский визит в масштабах текущей политической конъюнктуры; другое - хотя бы в терминах человеческого века; и уж совсем особое - в контексте многовековой истории христианских церквей, в контексте Великого раскола, начавшегося полторы тысячи лет назад и не заканчивающегося ни сегодня, ни завтра.

Совокупность комментариев к визиту Папы и жесткой реакции на него иерархов Русской Православной Церкви являет собой вполне ожидаемую картину. Политические плюсы и минусы проанализированы подробно и отчетливо, комментаторы видят и понимают интересы всех участвующих сторон, находят некую логику и в одобряемых, и в порицаемых ими поступках. В комментариях же, производимых с точки зрения религиозной, все почти наоборот. Одни более или менее сурово осуждают понтифика, приехавшего на "каноническую территорию" православной церкви вопреки прямой просьбе православных иерархов отложить визит, другие - более или менее (тут, как правило, более) сурово осуждают Алексия II и прочих деятелей РПЦ за негибкость, нелюдимость и несоответствие духу времени. Попытки понять логику осуждаемых ни те ни другие не предпринимают. И, возможно, правильно делают, поскольку, похоже, не располагают необходимыми для такой попытки сведениями.

Хотя, с другой стороны, кое-что можно понять, и не будучи доктором богословия. Так, можно предположить, какие сугубо личные причины побудили Иоанна Павла II не внять просьбам об откладывании визита: не исключено, что престарелый понтифик попросту боялся не дожить до времени более благоприятного. То, что он делает в последние годы, - примирение с протестантами, покаяние за грехи римской церкви и проч. - настоятельно требует некоего завершения и в рамках его великой жизни. Он, видимо, не смог отказаться от еще одной попытки преодолеть раскол, дать христианству "дышать обоими легкими" - даже понимая, что немедленных плодов эта попытка не принесет.

Тем более можно - а российским комментаторам так вроде бы и должно - попробовать понять резоны православных иерархов. Католики нарушили решение четырехсторонней комиссии (Ватикан, Греко-католическая церковь, Московский патриархат, Украинская Православная Церковь) о том, что принадлежность храмов на Западной Украине той или иной конфессии должна определяться референдумами в каждом приходе, причем победившее большинство обязывалось позаботиться о меньшинстве, построив храм и для него. Вместо всего этого благолепия произошло известно что - по словам дьякона Андрея Кураева, "началось насилие: шантаж, угрозы, избиение священников, угрозы их женам и детям, захват храмов. И в итоге целые наши епархии были просто физически разгромлены при поддержке местных властей". Рим отказался и до сих пор отказывается призвать свою паству к порядку - и это действительно далеко не лучший фон для личной встречи понтифика с высокими представителями православия.

Сопоставляя Па

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (285) 2 июля 2001
    Папа на украине
    Содержание:
    Отпущение грехов

    Вокруг визита главы католической церкви Иоанна Павла II на Украину было слишком много суеты

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Спецвыпуск
    Реклама