Зачем ему фестиваль

Культура
Москва, 02.07.2001
«Эксперт» №25 (285)
Мариинский театр больше не хочет быть великолепной русской труппой, он хочет стать просто великолепной труппой

В Петербурге в девятый раз прошел фестиваль "Звезды белых ночей". Как и в прошлом году, он длился целый месяц. У "Звезд" в России нет конкуренции: они - главное событие отечественного музыкального сезона. Впрочем, эта цель достигнута Валерием Гергиевым уже давно. Новые устремления маэстро и возглавляемого им театра выявил прошедший месяц.

От патриотизма к космополитизму

Пласидо Доминго, друг и партнер Мариинского театра, дал в дни фестиваля концерт на Дворцовой площади, выступив с оркестром под управлением Валерия Гергиева. На следующий день он пел в Мариинском театре премьеру оперы Вагнера "Валькирия", а на следующий - дирижировал оперой Верди "Аида"

Еще недавно казалось, что Мариинский театр идет навстречу политическим играм и устанавливает государственнические приоритеты. Владимир Путин и Тони Блэр в царской ложе на премьере патриотического блокбастера "Война и мир" (2000 год) - оперы Прокофьева в постановке Андрея Кончаловского - казалось, утверждали Мариинку в статусе первой сцены государства, придворного театра, долженствующего обслуживать интересы власти. Но следующий сезон каждого, кто стал бы искать в стратегии театра патриотический стержень, должен был повергнуть в недоумение. Какие-то постмодернистские видения в "Китеже", поставленном Дмитрием Черняковым. Игрушечные "Сказки Гоффмана". Карамельный "Щелкунчик" от Михаила Шемякина. "Богема" с претензией на парижский шарм. "Саломея" с голой певицей. Балеты на музыку молодого Шостаковича. И бесконечный Верди: как и все главные оперы мира, Мариинка в этом году отмечала cтолетие со дня смерти композитора. Театр выказал себя настоящим космополитом, притом довольно легкомысленным.

Густонаселенная монархия

Наряду с постановками, выдержанными в современном театральном стиле, Мариинский театр поддерживает и музейный облик большой романтической оперы. "Аида" Верди разыгрывается в традиционных костюмах и декорациях. Блеск спектаклям придает участие звезд: на фестивале "Звезды белых ночей" партию Амнерис блестяще спела Ольга Бородина. Ее партнерша - Ирина Гордей в партии Аиды

Большую часть оперных новинок сезона показали на фестивале, подбирая вокальные составы, даже превосходящие премьерный уровень. Участие молодых примадонн Анны Нетребко и Татьяны Павловской в "Богеме" сделало спектакль обворожительным. Одухотворенность "Китежа" приумножила Млада Худолей в партии девы Февронии. Петербургским примам теперь приходится нелегко в соседстве с московскими звездами, которых взялся переманить Мариинский театр. Марина Лапина пела звучноголосую Турандот в концертном исполнении оперы Пуччини, Ольга Гурякова - нежнейшую Дездемону на премьере "Отелло" Верди: оба вечера превратились в блистательные бенефисы заезжих див.

Куда хуже пришлось труппе Большого театра, давшей на фестивале выездной гала-концерт в знак наметившегося сотрудничества. Этот концерт, прошедший в период разрыва с театром Геннадия Рождественского, показал, что оперно-балетный облик Большого театра довольно бледен и старомоден. Большой п

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (285) 2 июля 2001
    Папа на украине
    Содержание:
    Отпущение грехов

    Вокруг визита главы католической церкви Иоанна Павла II на Украину было слишком много суеты

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Спецвыпуск
    Реклама