Постиндустриальное измерение

Международный бизнес
Москва, 09.07.2001
«Эксперт» №26 (286)
Французский концерн Alcatel избавляется от своих заводов. Но вовсе не из-за рецессии. Компания решила: пусть производят другие, она же станет придумывать и продавать

Падающий спрос, снижение прибыли и сокращение штатов уже давно не новость для высокотехнологичного сектора. Однако известие о том, что французская компания Alcatel - один из лидеров телекоммуникационного рынка - собирается избавиться от большей части своих заводов (и персонала, естественно) привлекло всеобщее внимание. Как заявил в конце июня генеральный директор и президент компании Серж Чурук, из 100 предприятий, которыми в настоящее время владеет Alcatel, в ближайшие полтора года останется лишь 12. Правда, заводы по производству телекоммуникационного оборудования не будут закрыты - их планируется продать. Те же двенадцать предприятий, которые будут сохранены в рамках Alcatel, к телекоммуникационному сектору прямого отношения не имеют - на них производятся либо оптика, либо спутники для европейской космической программы.

Объявляя о грядущих изменениях, гендиректор отметил, что Alcatel стремится как можно быстрее превратиться в "непроизводственную компанию". Отказавшись от производства, французский концерн, тем не менее, намерен остаться одним из лидеров телекоммуникационной отрасли с огромным объемом продаж. Достичь этого Alcatel хочет с помощью аутсорсинга - использование услуг сторонних компаний для выполнения собственных, внутрикорпоративных задач. Впрочем, к аутсорсингу французы решили подойти нестандартно: если обычно используют маркетинговый или финансовый аутсорсинг, Alcatel решил воспользоваться аутсорсингом для производства. Это позволит сконцентрироваться на решении маркетинговых задач: в ведении компании останутся разработка инноваций, маркетинг и продажа конечной продукции. Делать же "грязную работу" - заниматься банальным производством - будет позволено другим.

При этом надо отметить, из производственного сектора компания начала выходить уже довольно давно. Пять лет назад в составе промышленной группы Alcatel было 250 предприятий. Уже в 1998 году их число было сокращено до 200, 120 из которых занимались выпуском продукции для телекоммуникационного сектора. После того как в отдельную компанию было выделено подразделение по производству кабельных сетей, у самого концерна Alcatel осталось "всего" сто заводов.

Их аутсорсинг

Продажа отдельных предприятий, как планируют в Alcatel, будет производиться по такой схеме. Заводы сначала получат производственную и экономическую автономию, а затем по отдельности будут проданы компаниям, специализирующимся на производстве электроники. Хотя производственные связи между предприятиями и Alcatel сохранятся, на заводах произойдет определенная диверсификация. Они смогут производить продукцию не только для телекоммуникационного сектора, но и для других отраслей, что позволит им быть более устойчивыми в долгосрочной перспективе. "Успешная программа аутсорсинга не может строиться на основе разовых сделок, - считает вице-президент Alcatel Клод Али. - Наоборот, эта программа должна носить долгосрочный характер, что даст экономический эффект обеим сторонам".

Обращение компании Alcatel к аутсорсингу вызвано н

У партнеров

    «Эксперт»
    №26 (286) 9 июля 2001
    Катастрофа
    Содержание:
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама